Городское движение на велосипеде, несомненно, является темой огромного интереса для транспортного сообщества. Растущий интерес к велосипедному транспорту со стороны исследовательского сообщества сочетается с растущим интересом, проявляемым городскими властями к началу процесса улучшения велосипедной среды в своих городах. Города-первопроходцы, такие как Амстердам и Копенгаген, уже пользуются плодами своих усилий: около 40% поездок в городах теперь совершается на велосипедах. Такой интерес к велосипеду вызван прежде всего экологической повесткой: крупные города по всему миру стремятся сократить выбросы от транспорта за счет реализации политики, направленной на увеличение использования немоторизованного транспорта. Хорошей возможностью для ограничения использования автомобилей как раз является переход от автомобильных поездок к использованию «активного транспорта» — велосипеда.
Василий Вишневский, директор АНО «Центр развития городского среды» Южно-Сахалинска рассказал, как в городе со столь неприветливым климатом удается развивать велосипедное движение:
«Велосипед — один из наиболее пространственно-эффективных видов транспорта и наиболее быстрый и эффективный способ перемещения на расстояния до 5 км. Велосипедное движение, помимо прочего, способствует созданию инклюзивных безопасных комфортных и устойчивых пространств. Существует целый ряд документов, доказывающих важность развития велосипедной инфраструктуры. По данным Всемирной организации здравоохранения езда на велосипеде способна значительно снизить риски сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения, сахарного диабета и многие другие. Вероятность возникновения этих заболеваний снижается на 9-18%. Так, например, по данным ВОЗ смертность от отсутствия физической активности (3.2 млн человек в год) в разы превышает смертность в ДТП (1.2 млн человек в год). В законе «Об организации дорожного движения» в основных принципах присутствует пункт о создании условий для движения пешеходов и велосипедистов, а создание и развитие этой инфраструктуры обеспечивает эффективность организации дорожного движения. Во исполнение этого закона Минтранс разработал документ, который определяет требования к планированию инфраструктуры в городах.
В прошлом году Агентство стратегических инициатив создало руководство по созданию быстровозводимой велоинфраструктуры. Используя этот документ города смогут максимально быстро и качественно реализовать задачу по развитию велосипедной инфраструктуры. Существуют различные стандарты, которые влияют на безопасность и международные стандарты с конкретными примерами, как развивать велоинфраструктуру. Эти стандарты уже применяются во многих странах, в том числе в России. Во исполнение всех вышеперечисленных документ в Южно-Сахалинске был принят мастер-план, в рамках которого была разработана комплексная система, которая соответствует базовым принципам устойчивого развития. Одно из нескольких десятков мероприятий — это создание велосипедная инфраструктуры. В Южно-Сахалинске был принят императив: велосипедная инфраструктура — это основа трансформации городов, направленная на формирование комфортности и безопасности перемещения в городе. Велоинфраструктура должна находиться на всех улицах и внедряться там, где изначально не предусматривалась проектировщиками. Делается универсальный дизайн велодорожек, а также велопереезды с полимерным покрытием, чтобы зимой было безопасно передвигаться. В велосипедное движение активно вовлекаются дети и бизнес. Так, мы соединяем идеи детей — они рисуют велопарковки — а бизнес реализует эти проекты. Мы запустили первый велосипедный агрегатор, который позволяет оценивать влияние велосипедного движения на экономику, экологию и экономику. Осуществляется мониторинг велосипедного транспорта с помощью Data-приложения, с помощью которого можно выявить динамику велосипедных передвижений, интенсивность по часам, среднюю скорость и количество ДТП среди велосипедистов. Эти графики строятся в автоматическом режиме. Мы также предиктивно понимаем, какие трудности может испытывать велосипедист на маршруте и заранее улучшаем инфраструктуру там, где это особенно нужно.
Стоит отметить, что развитию велоинфраструктуры препятствуют прежде всего мифы и скрепы. Многие считают несовместимыми велосипедистов и зиму, а сам велосипед — сезонным транспортом, для которого не нужна отдельная инфраструктура в стране с таким климатом. Южно-Сахалинск как раз пример города, которому «не повезло» с климатом, где даже автомобиль может стать сезонным транспортом ввиду повышенных осадков. 100 лет назад территория Южно-Сахалинска принадлежала Японии и на протяжении нескольких десятилетий основным транспортом в городе был именно велосипед».
Василий также отметил, что ключевые проблемы в развитии велоинфраструктуры возникают в общении с сотрудниками департамента транспорта и ГИБДД. По его словам, представители не оказывают должной поддержки. «Ни в одном городе России я не увидел предписание ГИБДД о невыполнении требований законодательства по созданию условий для движения велосипедиста. Такое отношение сводит на нет любые попытки чиновников развивать инфраструктуру», — рассказал Василий.
По данным Яндекс.Маркета, в 2020 году личных велосипедов купили на 11% больше, чем год назад, а московским «Велобайком» стали пользоваться на 14% чаще. С помощью городского сервиса в 2020 году жители сделали 5,7 млн поездок — это рекорд. Очень популярен был и прокат самокатов — около 2 млн поездок за прошлый сезон. Сегодня в московском кикшеринге 7 операторов и около 6 тысяч электросамокатов, которые жители любят за удобство, простоту в использовании и мобильность. Поэтому в этом году, по прогнозам операторов, поездок будет ещё больше.
Читайте далее: