На прошлой неделе прошел круглый стол по обсуждению очередного расширения велоинфраструктуры в городе Москве. На мероприятии присутствовали муниципальные депутаты, представители органов власти и сервисов велодоставки — Яндекс. Еда, Delivery Club, общественники, велоактивисты, сотрудники ЦОДД и МАДИ. Инициатором дискуссии и организатором круглого стола выступил Яков Якубович, глава муниципального округа Тверской и председатель Совета муниципальных депутатов. Участники круглого стола обсудили широкий спектр вопросов: от текущего состояния велоинфраструктуры до культуры поведения велокурьеров служб доставки. Вопросам страхования ответственности велокурьеров уделили особое внимание. Так, если автомобиль считается средством повышенной опасности, то велосипед к таковым на регуляторном уровне сейчас не относится. Но передвигающийся на электросамокате со скоростью 50 км/час человек, безусловно, является участником дорожного движения со всеми вытекающими обязанностями. Яков Якубович выступил с небольшим докладом о возросшей роли велосипеда как транспорта жителей города: «На данный момент существует три ключевые проблемы, связанные с развитием велодвижения, — регулирование, культура и инфраструктура. Наличие велокурьеров на улицах Москвы стало обыденностью, и отрицать прогрессивный прирост курьеров, использующих для передвижения либо велосипед, либо средства индивидуальной мобильности, уже нельзя. Если раньше велосипед носил характер сезонного средства передвижения, то сегодня стало понятно, что ни зима, ни снегопад не причина отказаться от этого вида транспорта. По моему мнению, в правилах дорожного движения недостаточно четко рассмотрены случаи, когда велосипедисты могут двигаться по тротуару. Большой проблемой является и сложность контроля нарушений. Многие до сих пор не могут смириться с ростом числа велокурьеров на улицах Москвы и планами властей города по развитию велоинфраструкуры, объясняя это блажью узкого круга «велофанатиков». Все-таки объективно мы видим, что велосипед из сезонного развлечения превращается в средство передвижения и даже в орудие труда, а значит нужно учитывать этот фактор и предусмотреть, как сократить до минимума число конфликтных ситуаций и соблюсти интересы всех участников движения», — отметил Яков Якубович.
На вопрос, как реагировать в случае дорожных происшествий с велокурьером ответила представитель сервиса «Яндекс. Лавка» Анна Кузьмина: «Идентифицировать велокурьеров можно по номерам на их сумках. По вопросам обращений с жалобой на курьера можно обращаться на горячую линию или заполнить форму обращения на сайте и в приложении. С каждым кейсом мы разбираемся отдельно и можем идентифицировать всех курьеров, присоединенных к сервису. К сожалению, сейчас нет регламентированный политики для велосипедиста в случае ДТП. Мы с удовольствием будем сотрудничать в этом направлении с Департаментом транспорта Москвы и с ЦОДД». Участники обсуждения отметили, что добиться обратной связи об инциденте с велокурьером почти невозможно, а горячая линия служит своего рода прикрытием для реального решения проблемы. Больше, чем безопасность пешеходов или автомобилистов, представителей сервисов велодоставки волнует факт неразвитой велоинфраструктуры. По их мнению, необходимо предпринять комплекс мер для удобства велосипедистов: успокоить и изменить движение, выделить велополосы.
В ходе дискуссии обсуждалось страхование жизни и ответственности велосипедистов перед третьими лицами, необходимость профессионального статуса велокурьеров и правила дорожного движения в части управления велосипедом, например, должен ли велосипедист ехать по дорогам общего пользования, в том числе автомобильным тоннелям, где скорость потока достигает 79 км/ч, если такое движение разрешено ПДД, но противоречит здравому смыслу. Мнения участников встречи по этим и другим злободневным вопросам разошлись, поскольку каждая из сторон смотрит на них со своих жизненных и профессиональных позиций. Единственное, с чем полностью были согласны все участники дискуссии — велотрафик в городе будет увеличиваться и дальше, как и то, что число конфликтов между участниками дорожного движения, количество аварийных ситуаций, травм и несчастных случаев на дорогах будет расти. По словам представителей агрегаторов-организаторов велодоставки, сегодня в Москве работают не менее 3000 велокурьеров, исполняющих в день/смену 20—30 поездок.
Отметим, что данное мероприятие стало первым в Москве, на котором были рассмотрены точки зрения участвующих сторон, а субъекты принятия решений в городе, идейные оппоненты и участники рынка познакомились с позициями друг друга. В целом, сегодня ситуация не настолько критична, но уже сейчас очевидно, что тренд на велопередвижение задан, и вопросы использования велосипедного транспорта будут развиваться и далее. Комплексное решение юридических и инфраструктурных проблем требует принципиально нового, согласованного подхода всех заинтересованных сторон: органов власти и местного самоуправления, общественников и активистов и, главное, городского сообщества и представителей бизнеса. Продолжением круглого стола должно стать дальнейшее сотрудничество всех заинтересованных сторон в снятии барьеров в коммуникациях между участниками дорожного движения. По итогам встречи будет подготовлена резолюция по мерам, направленным на совершенствование организации велодвижения в Москве, которую мы обязательно изучим.
Вас могут заинтересовать публикации: