В Общественной палате в рамках заседания на тему: «Вопросы оптимизации порядка подготовки водителей транспортных средств» предложили расширить программу обучения профессиональных водителей, занятых перевозками грузов и пассажиров, в том числе в такси, и сделать ее дольше. В совещательный орган поступило предложение от экспертов разделить водителей на две категории и учить их по-разному. Профессионалам нужно разработать более длительные курсы, любителям — сделать упор на практику.
Председатель Правления Национального союза ассоциаций автошкол России Елена Зайцева рассказала, почему необходимо разделять программу на базовую и профессиональную.
«Данный вопрос поднимается не первый раз. В течение последних нескольких лет наше сообщество предлагало конкретные изменения в законодательство, и Министерство транспорта предлагало несколько вариантов проекта изменений закона о безопасности дорожного движения. Это связано с тем, что на сегодняшний день система подготовки и допуска водителей унифицирована, она едина для всех водителей: и для тех, кто собирается посвятить себя этой профессии, и для 80% остальных водителей, кто не планирует заниматься профессиональной деятельностью, связанной с перевозками. Наш семилетний опыт деятельности по подготовке водителей показал, что несмотря на единую подготовку, востребованность профессиональных знаний и компетенций у водителей, которые не планируют работать, очень низкая. Обучать взрослых людей тому, что они не предполагают использовать в жизни — сложно. При этом, подготовка профессионалов снизилась существенно, потому что сделать программу, которая бы удовлетворяла обе группы сложно, вследствие чего образовался вакуум важной профессиональной подготовки. Сегодня уровень квалификации водителей, которые планируют заниматься перевозками — катастрофически низкий и, естественно, предприятиям приходится доучивать и стажировать. Статистика МВД по аварийности профессиональных водителей подтверждает это — она становится хуже, включая показатели аварийности у водителей-иностранных граждан. К тому же, опыт зарубежных стран показывает, что принцип дифференцированной подготовки целесообразен. Дифференцированная система была и в Советском союзе — водительские удостоверения выдавались с памяткой без/с правом работать по найму».
Владимир Виноградов – юрист Национального союза ассоциаций автошкол России — предложил ужесточить контроль за образовательным процессом обучения в автошколах.
«Внедрение ни одной системы подготовки кадров невозможно без контроля за этим процессом. К сожалению ,контроль, который осуществляется сегодня сводится к контролю формальных признаков существования организаций. Фактически, подтверждается только соответствие условий допуска организаций к процессу обучения. Речи о контроле обучения и качества не идет. Так как сотрудники контролирующих органов физически не могут установить контроль над всеми организациями, целесообразно принципиально менять подход к контролю и, по моему мнению, существует два способа. Первый, контролю должны подвергаться в первую очередь организации (автошколы), которые тем или иным образом могут вызвать подозрения, так называемые, серые школы, занимающиеся «продажей» водительских удостоверений. Самое страшное, что они даже не скрываются и найти объявление или рекламу о подготовке к сдаче на водительские удостоверение за 5 дней найти вовсе не сложно. Второй, осуществлять контроль в опоре на общественную деятельность, которая должна поддерживаться со стороны государства»
Член комиссии Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с Общественной наблюдательной комиссией Владимир Коробчак также отметил, что следует установить для них более жёсткие стандарты обучения. И, может быть, добавить блоки по охране труда и другие дисциплины, за счёт чего увеличится срок обучения.
«Автошколы по сути каждому дают профессиональное образование. То есть человек с соответствующей категорией может сразу пойти работать водителем, однако при этом ему может не хватать навыков. А вот любителям программу, наоборот, стоит облегчить и убрать лишнее. Высвободившиеся часы лучше потратить на отработку вождения. Например, меньше может стать медицинский блок, а техническую часть и вовсе сократить до минимума — непрофессионалу вообще не нужно лезть под капот«, — пояснил Владимир Коробчак.
Отметим, что соответствующий законопроект уже подготовил Минтранс еще в 2017 году. Ранее против этой инициативы Минтранса высказались многие, в том числе представители ГИБДД и Министерства экономического развития РФ. В большинстве своём, те, кто выступал против предложения, считали, что в результате таких изменений качество обучения кандидатов в водители снизится. Это в свою очередь могло привести к росту аварийности на дорогах страны.
Читайте далее: