Развитие внутренних водных путей РФ: что может нарушить планы?

Сегодня обеспечение роста конкурентоспособности внутреннего водного транспорта по отношению к другим видам транспорта и создание условий для перераспределения грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный транспорт — важнейшие задачи, стоящие перед страной. В 2023 году перед внутренним водным транспортом страны поставлены новые задачи по реализации Транспортной стратегии до 2030 года, в которой определены конкретные мероприятия и сроки их выполнения, а также целевые показатели. Так, объем грузоперевозок должен вырасти до 118,8 млн тонн, объем перевозок пассажиров до 10,9 млн человек.

Заместитель главы Росморречфлота Константин Анисимов в рамках круглого стола на тему «Состояние инфраструктуры морских и речных портов, приоритетное развитие внутренних водных путей», прошедшем в Совете Федерации, рассказал об итогах 2022 года и планах на 2023: «Обеспечение роста конкурентоспособности внутреннего водного транспорта РФ по отношению к другим видам транспорта и создание условий для распределения грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный транспорт предусмотрено в принятой Правительством стратегии. В ней определены ключевые мероприятия развития внутреннего водного транспорта. Это и создание необходимой современной инфраструктуры внутренних водных путей, устранение лимитирующих участков а опорной сети внутренних водных путей, строительство новых судов, развитие грузовых портов. В рамках реализации Стратегии предусмотрено устранение лимитирующих участков при содержании внутренних водных путей с увеличением пропускной способности на 60 млн тонн. Особое внимание уделяется улучшению параметров внутренних водных путей для обеспечения транспортной доступности Арктической зоны РФ и крайнего севера. Наибольшее воздействие на транспортные потоки среди всех проектов на внутреннем водном транспорте окажет создание круглогодичного маршрута с возможностью прохода судов высокой грузоподъемности направления с Каспийского моря на Азовское. Также в рамках реализации Стратегии планируется обеспечить развитие внутреннего водного транспорта как экономичного, энергоэффективного, экологичного и безопасного. Несмотря на то, что последние годы водный транспорт развивался не очень хорошо, 2022 год в силу изменений геополитической обстановки и работы, проведенной Минтрансом РФ, Росморречфлотом и судоходными компаниями, объем перевозок грузов увеличился на 5,7%, а пассажиров — больше чем на 10%. В 2022 году начались первые грузоперевозки в новые регионы — сейчас активно занимаемся развитием порта в Мариуполе и концепцией развития порта Бердянск. Начались уже первые отгрузки в прошлую навигацию».

Заместитель главы Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов в свою очередь отметил, что многое из намеченных планов по модернизации портов и другой инфраструктуры внутренних водных путей РФ не выполняется. В частности он отмечает, что Министерству транспорта России нужно усилить контроль за развитием внутренних водных путей, особенно это касается создания инфраструктуры.

«Здесь очень многое из ранее запланированного не выполнено. Это отмечают представители и Счетной палаты, и прокуратуры. Финансовые потери России были связаны не только с невозвратом средств за заказанные на верфях Европы судна. Мы теряли деньги из-за того, что проектно-сметная документация не соответствует нормам, из-за того, что суммы на реализацию проектов увеличиваются на десятки миллиардов рублей», — пояснил сенатор. Он также обратил внимание, что цели федерального проекта по модернизации морских портов в России могут быть не достигнуты, как это предполагалось, к 2024 году. Кто-то из специалистов говорит, что это возможно сделать к 2027 году, в некоторых прогнозах фигурирует 2029 год: «Мы собираемся официально обратиться к Минтрансу с рекомендациями, которые предварительно обсудим на заседании нашего комитета. Будем рекомендовать, чтобы в министерстве обратили особое внимание на российский водный транспорт, развитие которого сегодня осуществляется по остаточному принципу. А это неправильно. Мы потеряем конкурентное преимущество — в России большое количество рек, заводов, которые строят речные суда. Это не надо недооценивать, развитие нашего водного транспорта и внутренних водных путей заслуживает такого же внимания, как и работа железнодорожного, воздушного или автомобильного транспорта».

Иван Абрамов также обратил внимание, что глубина внутренних водных путей в России за последние десятилетия сократилась в среднем на 25% по стране, из-за чего более половины судов не могут ходить с полной загрузкой.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика