Водородный транспорт: технические ограничения технологии

В борьбе за сокращение выбросов вредных веществ крупнейшие мегаполисы мира все активнее работают над переводом общественного транспорта на энергоустановки с альтернативными видами топлива. Москва рассмотрит возможность введения в столице общественного транспорта на водороде, сообщил руководитель столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. Такой транспорт выделяет только водяной пар и тепло – это следующий шаг в развитии экологичных поездок, который позволяет сократить вредные выбросы более чем в десять раз. «Москва готова поддерживать отечественных производителей и тестировать транспорт на водороде, но только когда образцы будут на 100 процентов безопасными. Очевидно, что для полноценного запуска водородного транспорта потребуется развернуть целую инфраструктуру», — подчеркнул глава ведомства. Вхождение России в число мировых лидеров по производству и экспорту водорода определено в качество цели принятой 26 октября«дорожной карты» по развитию водородной энергетики в РФ до 2024 года. Об этом говорится в распоряжении № 2634-р российского правительства. Таким образом, власти признали мировой тренд на развитие этого вида топлива и признали необходимость подключиться к водородной «гонке».

Заместитель директора департамента проектного управления и обеспечения деятельности Министерства энергетики Российской Федерации Алексей Трибунский рассказал, какие технические особенности мешают развитию водородной технологии в качестве моторного топлива: «Важнейшим фактором при анализе перспективных рынков является технологическая зрелость. Нельзя создавать новый рынок там, где технологии еще не созрели. Когда мы говорим про водород, с точки зрения его экологических и энергетических качеств, без сомнения водород обладаем прекрасными входящими данными. Но я выступаю немного за рамками общепринятого экологического нарратива. У водорода есть несколько физических ограничений, решение которых необходимо до того как мы сможем говорить о водороде, как о перспективном рынке для моторного топлива. Есть три физических ограничения, первое, его низкая плотность. Водород еще менее плотный, чем метан. Вторая особенность — взрывоопасность. Люди зачастую воспринимают метан как взрывоопасный газ, но водород в разы более взрывоопасный. Если говорить про концентрацию водорода для самопроизвольного возгорание в воздухе — то практически любое содержание свободного водорода в некотором объеме воздуха с достаточно высокой вероятностью приводит к взрыву. Третье, водород является агрессивной средой. Водород разъедает емкости и транспорт, через которые он прогоняется и содержится. Эти фундаментальные технические ограничения, на уровне физических процессов, которые с моей личной точки зрения, делают анализ перспектив водорода как топлива, пока преждевременным до решения этих технических вопросов. В то же время, с точки зрения экологических и энергетических перспектив, перспективы у водорода умопомрачительные, но фактор технической зрелости является принципиально важным в этом вопросе». 

Отметим, что международная консалтинговая компания Wood Mackenzie, занимающаяся глобальными исследованиями в энергетике, объявила 2020-е «десятилетием водорода». А Европа в июле прошлого года приняла «Водородную стратегию ЕС». Так называемая «Инициатива 2х40 ГВт» от ассоциации «Водородная Европа». К 2030 году они планируют развертывание 40-гигаваттных электролизеров, производящих «зеленый» водород, и еще столько же водорода хотят экспортировать из соседних стран. Австралия, Япония, Китай, Канада и несколько штатов США тоже заявили о стратегии использования водорода в качестве топлива с нулевым выбросом.

 Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика