В 2022 году должно начаться строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт–Петербург — Москва. Планируется, что уже в 2026 году добраться из центра столицы в Санкт-Петербург можно будет за 2 часа 15 минут. Строительство высокоскоростной железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом — один из проектов-долгожителей, который постоянно то одобряется, то откладывается.
Борис Моисеевич Лапидус, председатель Объединённого учёного совета ОАО «РЖД», профессор, доктор экономических наук рассказал об истории и развитии концепции высокоскоростных магистралей в России.
«Первые предпосылки к строительству высокоскоростных железнодорожных магистралей появились в 70-ые годы. Скоростной поезд «ЭР-200» был создан в 1984 году для направления Москва-Санкт-Петербург. Уже тогда считалось, что для высоких скоростей лучше использовать отдельную инфраструктуру. Успешный пример японского синкансэна стал катализатором развития высокоскоростных железных дорог во всем мире. Японский высокоскоростной синкансэн курсировал по выделенной инфраструктуре, была изменена колея. Тем не менее, Правительство СССР приняло решение внедрять высокоскоростной поезд на действующей инфраструктуре. Семидесятые годы ушли на модернизацию и только в 1984 году «ЭР-200» был запущен как регулярный поезд. Скоростной поезд «ЭР-200» мог развивать скорость 200 км/ч только на отдельных участках, точно также как и Сапсан имеет скоростные ограничения и только в определенные отрезки может двигаться со скоростью 250 км/ч. Скорость ограничивают сложные инфраструктурные конфигурации на въездах и выездах двух мегаполисов. Несмотря на это Министерство путей и сообщения вошло в пул высокоскоростных поездов, 200 км/ч определял статус высокой скорости. Время в пути от Москвы до Санкт-Петербурга сократилось с 6 часов до 4 часов 30 минут. «ЭР-200» стал революционным советским электропоездом постоянного тока, более того это была полностью отечественная разработка, выпускающаяся Рижским вагоностроительным заводом. В конце 90-ых готов было решено сделать выделенную инфраструктуру и построить ВСМ Центр-Юг. К сожалению, с приходом 90-ых годов проект, который бы кардинально решил проблемы транспортного обеспечения граждан, не разрабатывался с точки зрения инфраструктуры, но был запущен лишь проект поезда. Тогда производство поезда поручили неспециализированному конструкторскому бюро, которое проектировало подводные лодки. По итогу поезд «Сокол-250» — экспериментальный высокоскоростной поезд — так и не был в эксплуатации ни одного дня. Несмотря на то, что было сделано много технических решений, поезд не прошел ресурсные испытания и не был пущен в замену «ЭР-200».
Конец ХХ века ознаменовался переходом железных дорог к новому этапу. Если в ХХ веке железные дороги поддерживали развитие общества эволюционно развивающимися технологиями, то с появлением высоких скоростей железнодорожный транспорт преобразился и дошел до нового уровня. Пассажиропотоки стали перетекать с авиационного транспорта и личных автомобилей, потому что высокоскоростной поезд предоставлял услугу нового качества. Основная проблема железнодорожного транспорта до начала 2000-ых годов заключалась в том, что предоставлялась услуга перемещения пассажиров из точки А в точку Б. Тогда люди не покупали ж/д билеты, чтобы отдохнуть, получить впечатления, продолжить работу во время поездки. Сегодня главная задача — превратить ж/д перевозки из процесса перемещения в процесс продолжения удобной жизни. Мы уже сделали шаг в сторону развития высокоскоростного движения, однако он не стал отправным для следующего большого шага — строительства инфраструктуры для ВСМ. Мировые исследования подтверждают, что для удовлетворения современных требований маршрутная скорость поезда должна достигать 250 км/ч.
Сегодня утверждена транспортная стратегия до 2030 года, где подчеркнута необходимость строительства высокоскоростных магистралей в России. Направления ВСМ уже известны: от Санкт-Петербурга до Москвы и далее на Урал, до столицы южных курортов. РЖД работают с партнерами над созданием отечественного поезда, рассчитанного на скорость 400 км/ч».
Напомним, что в ноябре 2021 году проект обсуждался на уровне Правительства РФ, а уже в декабре, на годовой пресс-конференции, президент России Владимир Путин обозначил свою позицию по поводу строительства ВСМ. Он обратил внимание не только на плюсы, но и на возможные риски, связанные со строительством новой железной дороги. Президент уточнил, что «что магистраль может не оправдать себя экономически и оказать негативное влияние на некоторые сферы бизнеса». На данный момент, несмотря на то, что о проекте дискутируют много лет и общий вектор его важности описан в транспортной стратегии, нет четкого понимания будет ли проект запущен в этот раз. Несмотря на то, что в транспортной стратегии уже предполагает создание высокоскоростной магистрали «Санкт-Петербург – Москва – Казань», президент подчеркнул необходимость всё взвесить и учесть опыт других стран, где осуществлялись подобные проекты, — например, Китая. «До недавнего времени они все были убыточными даже для Китая, имея в виду, что это страна с полуторамиллиардным населением. Это экономика, её надо считать».
Читайте далее: