В понедельник, 4 апреля 2022 года, эксперты логистической и транспортной отрасли, беспилотных систем и перевозчики обсудили на форуме транспортных решений «Из пункта «2022» в пункт «2030» стратегии и пути импортозамещения на фоне введенных в отношении Российской Федерации санкций. В рамках обсуждения спикеры подняли тему строительства высокоскоростных магистралей. Напомним, что строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург должно было начаться в 2022 году.
Генеральный директор ООО «Русатом МеталлТех» Андрей Андрианов отметил положительный эффект от строительства ВСМ в кризисное время:
«Создание высокоскоростных железных дорог откроет субъектам РФ новые возможности. Однако ОАО «РЖД» необходимо учитывать не только коммерческую отдачу от этого проекта за счет выполнения пассажирских перевозок, но и открытие новых возможностей для регионов, через которые пройдет магистраль. При этом в перспективе подобные сообщения должны появиться в других частях России. Строительство ВСМ может стать и антикризисным решением для российской экономики. Когда говорим, что перевозить внутри страны, когда поток минимизирован, давайте, широко строить высокоскоростные магистрали. Запустятся предприятия-производители компонентов, будет что перевозить между заводами».
Несмотря на это, многие эксперты сходятся во мнении, что сейчас на повестке более важные задачи, требующие решения и вложений. Проект был приоритетным и знаковым ещё в прошлом году, когда на него выделили почти 500 млрд руб из Фонда национального благосостояния, однако сейчас существует риск, что финансирование ВСМ будет поставлено на паузу.
Так, Президент Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин считает, что в отрасли есть более актуальные проекты, а реализация проекта ВСМ затянется на годы.
«Сейчас первоочередные задачи — по поддержанию экономики страны в целом. А реализация проекта ВСМ мгновенного эффекта не даст. Мы не получим максимального спроса на строительные материалы и так далее. Здесь даже к вопросу стимулирования промышленности мы придём где-то через год в лучшем случае. Необходимо до конца разобраться с проектно-сметной документацией, с межеванием земель. Очень много вопросов надо решить, чтобы развернуть масштабное строительство, параллельно стимулируя отечественную промышленность. Решение принято достаточно взвешенное, потому что тратить сегодня деньги непосредственно на этот проект и говорить, что он первоочередной, не совсем правильно. Сегодня есть другие проекты, которые действительно могут дать мгновенный эффект и поддержать экономику, промышленность, создать дополнительные рабочие места и дополнительный заказ для тех же металлургов, которым он нужен здесь и сейчас».
Отметим, что высокоскоростные магистрали являются стратегической отраслью экономики для многих стран, особенно Китая. К 2025 году высокоскоростным железнодорожным транспортом в Китае планируют охватить 95 процентов крупных городов.
Читайте далее: