Новые ориентиры в транспортном образовании: как ВУЗы готовят специалистов будущего

В рамках круглого стола «Транспорт и качество жизни: новые ориентиры пространственного развития» ректоры ведущих транспортных ВУЗов обсудили актуальные вопросы подготовки кадров для современной транспортной отрасли. В центре внимания оказались новые подходы к обучению, проектные компетенции, цифровая зрелость и глобальная повестка дня. Круглый стол был организован Российской академией транспорта в рамках Транспортной недели — 2025 в Москве.

Ректор Российского университета транспорта (МИИТ), доцент, кандидат технических наук Климов Александр Алексеевич:
Те задачи, которые ставит перед нами Президент Российской Федерации, безусловно, требуют смены подходов к обучению и подготовке тех специалистов, которые в ближайшие 4-5 лет придут работать в компании. И, с моей точки зрения, те подходы, которые мы сегодня обсуждаем в рамках дискуссии в ассоциации транспортных университетов, с которыми мы активно взаимодействуем в рамках программы «Приоритет 2030», дают понимание некоторого контура того, как в дальнейшем и уже сегодня трансформируется система транспортного образования. Три основных инструмента позволяют университетам и университетскому сообществу влиять на происходящее в сфере технологий. Первое и ключевое – это подготовка людей, носителей новых подходов и технологий. Это основная деятельность университетов.

Если правильно сформировать представление у человека, то, придя на соответствующее предприятие или в компанию, он неизбежно будет трансформировать подходы к технологическому обновлению отраслей транспорта. Второй инструмент – это прямое перенесение тех решений и результатов исследований, которые делают ведущие транспортные университеты, в отрасль.

И третье – это технологическое предпринимательство, которое в последние годы становится одним из фокусов внимания: прорывные решения упаковываются в юридические форматы, и соответствующие структуры начинают влиять на технологическую повестку компаний. Кто они, лидеры изменений, и каким образом их готовить, с нашей точки зрения?

За последние несколько лет выработаны подходы к тому, как нам в дальнейшем необходимо трансформировать и улучшать систему подготовки кадров. Один из ключевых вопросов, который формирует на старте понимание задач, стоящих перед государством, – это большие вызовы и глобальные задачи, которые необходимо решать в ближайшие годы.

И те студенты, которые с первых дней обучения интегрированы в эту повестку, конечно же, более динамично и быстро осваивают те подходы, которые необходимы для развития этой повестки в сфере транспорта. В качестве примера могу привести передовую инженерную школу Академии ВСМ. Она активно интегрирована в создание высокоскоростного железнодорожного движения. И отрадно, что Российская Академия Транспорта является ключевым партнёром передовой инженерной школы в части экспертизы.

Создавать передовые транспортные решения достаточно сложно без серьёзной, научно обоснованной экспертизы. Важно, чтобы студент с первого дня понимал вызовы, стоящие перед отраслью. Важнейший вопрос — это формирование проектных компетенций у студентов. И такое ядро в настоящее время создано.

Мы активно развиваем эту линию работ с университетами, потому что в ближайшее время нас всех ожидает переход на новые архитектуры транспортного и в целом высшего образования. Конечно, формирование ядра новой дискуссии по этому вопросу должно быть увязано с повесткой развития отрасли.

Универсальные навыки, гуманитарный блок и то, каким образом формировать гуманитарные компетенции в инженерии – это один из важнейших вопросов. Ведь то, что мы сейчас обсуждали, дофаминовый транспорт, дофамин и всё, что с этим связано – это гуманитарная повестка, это то, как формируется восприятие человека и как он получает правильные ощущения от успешного развития транспорта. Это, безусловно, цифровая зрелость. Мне кажется, здесь успешно работают цифровые кафедры.

В рамках «Приоритет 2030» студенты имеют возможность параллельно формировать свои цифровые компетенции. Креативное мышление — важнейший фактор, который позволяет развивать и продвигать новые подходы в современных технологических разработках. 

Современный транспорт глобален. Он всегда таким был, но сейчас, с учётом тех изменений, которые произошли в последние годы, нам нужно развивать глобальную повестку, потому что продвижение интересов наших компаний – один из ключевых вопросов развития транспорта.

Ректор Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I, кандидат технических наук, профессор Валинский Олег Сергеевич:

На самом деле всё, о чём говорил Александр Алексеевич, имеет продолжение, или, параллельно, скажем, происходит. И в ПГУПСе на сегодняшний день мы тоже участвуем в программе «Приоритет 2030». И, кстати, одна из наших научных идей – это железнодорожный транспорт как драйвер развития нашей страны. И целый ряд задач мы сегодня выполняем.

Также мы находимся в программе передовых инженерных школ, не совсем по ВСМ, честно скажем, но те системы обеспечения безопасности движения, управления безопасностью и в принципе управления движением, они в принципе перекликаются с тем, чем занимается Академия ВСМ в РУТ (МИИТе).

Два университета находятся на двух станциях, начальной и конечной, будущей строящейся ВСМ, поэтому, мне кажется, сама судьба определила, что именно два наших университета в первую очередь должны этим заниматься, и сегодня мы подписали договор о сетевой программе вместе с РУТ (МИИТом) и готовим наших студентов с задачей, чтобы они выходили с одинаковыми компетенциями и в Москве, и в Санкт-Петербурге.

Второй момент, об этом я уже говорил, но как-то традиционно получилось, что в последние годы, наверное, начиная где-то с 70-х, 80-х годов, транспортное образование пошло в сторону эксплуатационщиков.  При этом сегодня и промышленность, и локомотивостроение, и инфраструктура, конечно, требуют от нас подготовки и навыков конструирования.

Говоря о программах, мы уже сегодня запускаем целый ряд направлений, таких как робототехника. Это делается для того, чтобы готовить инженеров, обладающих компетенциями не только эксплуатационника, но и способных работать в конструкторских бюро и проектных институтах, продвигая новую технику. Эта техника должна сделать пребывание человека в транспорте и на вокзалах комфортнее, чем дома. Местами это уже происходит, но наша основная задача — чтобы студенты, которые сегодня начали обучение, выходили с компетенциями, позволяющими не только эксплуатировать существующую инфраструктуру и подвижной состав, но и обладали креативным мышлением для создания чего-то принципиально нового и лучшего.

Вот в контексте подготовки специалистов конкретно под ВСМ, наверное, единственное, чего нам не хватает, это со стороны заказчика, наверное, компании «Российские железные дороги», не только, чётко сформулированного заказа, а сколько каких специалистов надо для того, чтобы существовала ВСМ.

Мы понимаем, что развитие не должно ограничиваться Москвой и Санкт-Петербургом. Александр Сергеевич Мишарин как никто другой знает о наших масштабных планах развития на восток и юг страны. Там тоже потребуются квалифицированные специалисты. Вероятно, в восточных и южных университетах необходимо будет создавать соответствующие образовательные программы. РУТ (МИИТ) и мы готовы стать своего рода «библиотекой знаний» и делиться опытом для дальнейшего развития этих направлений.

Читать далее:

Транспорт и качество жизни: новые ориентиры пространственного развития

🔹 Поделиться ВКонтакте
🔹 Поделиться в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика