Санкт-Петербург стал первым регионом, который запретил въезд в город «неэкологичным» грузовикам. Теперь все фуры, имеющие разрешенную максимальную массу более 8 тонн и использующие топливо ниже экологического класса «Евро-3», не имеют права заезжать в Северную столицу. Кроме того, по новым правилам, большим грузовикам ограничат движение в жилых районах, так как шум и выхлопные газы мешают жителям.«Шум большегрузов мешает горожанам, выхлопы значительно загрязняют воздух. Регулировать движение грузового транспорта по дорогам города можно за счет ограничения проезда таких машин в жилых районах», — заявили в четверг, 28 января, в петербургском Комитете по благоустройству. Запрет на въезд неэкологичных фур в город позволит снизить выбросы вредных и загрязняющих веществ. В ведомстве отметили, что такое ограничение «соответствует целям национального проекта «Экология». Но первым из всех регионов России на такое решился пока только Петербург. Впрочем, редко когда бывают запреты без исключений — так произошло и с новыми ограничениями. Как сообщили в Комитете, пропуска, ранее полученные грузоперевозчиками для проезда в административных границах Петербурга, продолжают действовать до срока их окончания, несмотря на экологический класс транспорта.
Тарас Коваль, независимый эксперт по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли, прокомментировал изменения в постановлении: «Комитеты Правительства Санкт-Петербурга, связанные с дорожным движением, любят использовать европейские инструменты в своем представлении, редко обращая внимание на их совместимость с российской реальностью. Реальность по запрету въезда грузовых автомобилей экологического класса менее «Евро-3» и полной массой более 8 тонн следующая: по полной массе в целом решение правильное, только почему 8, а не 7,5 тонн, разделяющие категории С1 и С2? Неужели решили сэкономить место и краску на знаках? Вопрос достаточности объемов терминалов в пригородах так же остается открытым. Что касается экологического класса, автомобили класса «Евро-3″, приобретённые в Европе и ввезённые в Россию, могут быть этой категории, начиная с 2000 года выпуска. То есть 20-ти летние. Учитывая, что в России фактически нет контроля за работой систем отработанных газов, то с точки зрения экологии это решение — пустой звон. В Европе подобные ограничительные меры неплохо работают, потому что отлажена рыночная система экспорта б/у транспорта. В России даже подобия такой системы нет. Остается непонятной ситуация с пропусками: пропуски, видимо, остаются, поэтому, возможно, идея принятия подобного решения заключается в ведении пропускной системы в целом. По моему мнению, это Постановление Правительства СПб больше похоже на имитацию деятельности, чем на современное решение».
По словам президента ассоциации «Грузавтотранс» Владимира Матягина, под новые правила попадет немного грузового транспорта на рынке. В прошлом году ассоциация проводила исследование и выяснила, что в России средний возраст грузового автомобиля составляет 21 год. Владимир отметил, что владелец любого автомобиля, не соответствующей новым требованиям к классу топлива, может настроить оборудование в автомобиле, обратившись на специализированную станцию. «Перевозчикам придется немного вложиться финансово, но это вопрос решаемый. Стоимость такой услуги варьируется от 30 до 100 тысяч рублей, однако с данным нововведением и цены на услугу могут повыситься в связи со спросом. ».
Отметим, что Россия в вопросах внедрения экологических стандартов довольно долго отставала от западных стран. Например, в Европе стандарт Евро‑5 был принят как обязательный в 2009 году, а в России — лишь в 2016‑м. Это запоздание играет злую шутку с теми, кто не обращал внимания на столь важную характеристику своего автомобиля.Во всех странах Европы о грядущих ограничениях по линии экологических стандартов объявляют заранее, и, как правило, автомобилист или владелец бизнеса знает, что через десять лет эксплуатировать его экологически устаревший автомобиль будет невозможно, — и может подготовиться и продать или утилизировать его без спешки и сильных финансовых потерь.