Во вторник 18 июня 2019 года в Зале Коллегии Ространснадзора по адресу г. Москва, Ленинградский проспект, д. 37, корп. 1 прошло заседание Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, которое было посвящено применению цифровых технологий в области обеспечения безопасности движения поездов и эксплуатации железнодорожного транспорта. Перед началом заседания Общественного совета слово взял руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Басаргин Виктор Фёдорович, который сообщил, что подготовлены благодарственные письма и награды отдельным работникам отрасли, в частности сотрудникам службы Ространснадзор и отдельным представителям предприятий и организаций железнодорожного транспорта. В частности, ведомственные награды, памятные медали и благодарственные письма получил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» — начальник Департамента безопасности движения Шайдуллин Шевкет Нургалиевич, представители профсоюзных организаций и старейшие работники железнодорожной отрасли.
Далее слово было предоставлено основному выступающему и, надо сказать, центральному докладу повестки заседания: докладу заместителя генерального директора ОАО «РЖД» — начальника Департамента безопасности движения Шайдуллина Шевкета Нургалиевича на тему: «Цифровая трансформация обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта ОАО «РЖД».
Можно сказать, что доклад впечатлил всех без исключения слушателей. Шевкет Нургалиевич рассказывал о принятой и уже действующей в ОАО «РЖД» корпоративной культуре по контролю за обеспечением безопасности перевозочного процесса как грузовых, так и пассажирских перевозок. Причем все эти технологии и решения уже основаны на применении современных информационных технологий, объединяемых в огромные базы данных движение грузов, пассажиров, работы подвижного состава, инфраструктуры, управленческого, законодательного и организационно-технического уровня применения таких решений. Уже сейчас в ОАО «РЖД» создано более 100 различных информационных систем, отвечающих за отдельные этапы контроля функционирования перевозочного процесса и, соответственно, контроля безопасности этих процессов, происходящих на этапе перевозки грузов и пассажиров. Надо отметить, что это не только и не столько требования законодательства или самой Федеральной службы Ространснадзор (Госжелдорнадзор), которые в обязательном порядке должен выполнять любой перевозчик (в т.ч. ОАО «РЖД»).
В первую очередь слушатели и члены Общественного совета отметили, что это некий собственный корпоративный стандарт отношения акционерного общества к информации о состоянии безопасности в ОАО «РЖД» как отдельном перевозчике. Это инструменты, помогающие самому обществу решать внутри себя вопросы безопасного функционирования всех объектов и технических систем, которые, в свою очередь, позволяют добиваться эффективности бизнес-процесса и снижать негативные последствия от простоев инфраструктуры, вагонов, возникновения социальной напряженности, возникновения различных инцидентов, снижающих привлекательность железнодорожного транспорта. Многие слушатели в том числе и я, и руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктор Фёдорович Басаргин, отметили нововведения, связанные с публичной и общественной деятельностью акционерного общества по созданию системы общественных контролеров на различных этапах своего технологического процесса. Были представлены технологии в виде мобильных приложений для таких общественных контролеров, которые позволяют максимально в сжатый срок формализовано и чётко передавать в общую базу данных показатели по отдельным параметрам и индикаторам, которые в будущем формируют общую картину безопасности на конкретном виде транспорта и конкретном его объекте. В докладе прозвучало ещё много технологических решений и идей на различных уровнях (законодательном и управленческом), основанных на применении информационных технологий в области повышения корпоративной культуры, направляемой на обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте.
После представителя ОАО «РЖД» выступил начальник Управления Госжелдорнадзор Косарев Александр Валерьевич, который рассказал о тех показателях и индикаторах, которые входят в состав информационной системы, по оценке качества и безопасности перевозочного процесса. То есть те параметры, которые определены к контролю законодательством Российской Федерации и которые обязаны исполнять все участники рынка, работающие в железнодорожных перевозках.
Оценивая эти доклады, можно быть уверенным, что и представители самого крупного перевозчика (ОАО РЖД), и представители профильного направления службы Ространснадзор, будут и дальше эффективно взаимодействовать, и брать из корпоративных информационных систем все самое лучшее для обеспечения государственной функции контроля в сфере безопасности. И было заметно, что этот процесс уже налажен и активно развивается, причем как это было замечено «к взаимному удовлетворению как самого перевозчика, так и контролирующих организаций». Однако, что хочется отметить…
Лично я не уверен, что этот доклад о корпоративных информационных системах контроля обеспечения безопасности на транспорте, которые разработаны в ОАО «РЖД» когда-либо слышали другие перевозчики, перевозчики, работающие в других системах транспорта: авиации, морского и речного транспорта и тем более руководители автотранспортных предприятий. По моему мнению, на сегодняшний день в России даже не существует площадки, где такой доклад представителя одного крупного перевозчика могли бы выслушать представители перевозчиков других систем транспорта. И в этом плане Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее Общественный совет могли бы выступить передаточным звеном в трансфере современных IT технологий контроля производственной безопасности и корпоративной культуры от передовых перевозчиков, которым безусловно является ОАО «РЖД», к более мелким организациям, осуществляющим свою деятельность в других системах транспорта, с другими объемами и пока ещё с низким уровнем безопасности.