Прошедший год принес автомобильному бизнесу серьезные испытания, поставил перед игроками рынка серьезные вызовы, а также полностью изменил конъюнктуру бизнес-среды. Каким будет наступивший 2023 год для автомобильного бизнеса в России? О прогнозах событий в сфере автомобильного бизнеса говорили на конференции «Прогнозы на 2023 год. Чего ждать, к чему готовиться, куда двигаться?». В рамках конференции эксперты обсудят развитие дилерского бизнеса, автосервисной отрасли, автомобильной промышленности, автокредитования, IT-решений и других отраслей.
Генеральный директор ООО ГК «Автодом.Подписка» Максим Шишко отметил, что приостановка работы в России иностранных брендов должна была привести к сокращению числа дилеров, но этого не произошло: «Согласно ранее опубликованной аналитике «Автостата», в январе 2022 года в России было 3220 дилеров, а по состоянию на январь 2023 года – 3164. То есть снижение только на 36 дилеров. В этих цифрах есть лукавство. Отражается оно в методе подсчета дилеров. Аналитики опираются только на количество дилеров. А некоторые автосалоны переходят на схему мультибрендовости, пользуясь возможностью работать с китайскими брендами. По факту остается только один автосалон, но он может одновременно работать с тремя брендами. В итоге в статистике появляется три дилера, хотя по факту салон один. И кажется, что падение рынка примерно на 60% никак не отразилось на автосалонах. Хотя это далеко не так».
Генеральный директор представительства международного аналитического агентства GiPA (ООО «Джипа») Виталий Кравец рассказал об исследовании поведения потребителей на российском рынке послепродажного обслуживания автомобилей: «По итогам первого полугодия 2022 года объем рынка послепродажного обслуживания (с учетом шин) составил 584,12 млрд рублей. Доли каналов в обороте запчастей распределились так: официальные дилеры — 9%, несетевые НСТО — 14%, сетевые НСТО — 5%, частные гаражи — 3%, шинные центры — 5%; львиную долю рынка (64%) занимали в первом полугодии самостоятельные работы. (В расчеты включены НДС и стоимость работ.) В потребительском поведении опрос 3000 водителей показал отсутствие ярко выраженного стремления экономить и замедленную реакцию на дефицит основных товаров. Так, 46% опрошенных заявили, что не планируют экономить на ремонте и ТО в 2022 году; 27% ответили, что будут экономить; еще столько же затруднились ответить. Те, кто все же намерен сокращать затраты на обслуживание и ремонт, чаще всего отмечали, что будут использовать менее дорогие запчасти, делать больше операций самостоятельно, обращаться в СТО с более доступными ценами, а то и вовсе откладывать ремонт. Весьма высока доля тех, кто заявил о намерении меньше ездить; 8% сказали, что будут покупать запчасти онлайн. По сравнению с 2018 годом, согласно расчетам «GiPA Россия», в общей корзине расходов российских автовладельцев доля затрат на посещение сервиса увеличилась на 2 процентных пункта. По мере устаревания парка, а также усложнения конструкции автомобилей, на автосервис приходится все большее количество затрат. На сегодняшний день 85 из 100 водителей не планируют заранее покупать какие-либо запчасти или превентивно обслуживать автомобиль. Проводить заранее техническое обслуживание планируют 5% водителей; доля превентивных посещений выросла за последнее время на 3%».
Отметим, что продажи автомобилей в январе просели на 47%. В первом месяце наступившего года жители России купили 45,2 тысячи новых легковых автомобилей. Это на 47% меньше, чем в январе 2022-го.
Читайте далее: