Отрасль беспилотных летательных аппаратов в РФ имеет огромный потенциал и стратегическое значение, с возможным объемом инвестиций до 1 трлн рублей. Это заявил президент РФ Владимир Путин в ходе мероприятия, проходившего в индустриальном парке «Руднево» в четверг.
«Важнейшее направление деятельности страны, очень перспективное. Сейчас мы только с коллегами смотрели, и я видел нарисованную цифру, на ближайшее время объем — 500 млрд рублей, но со мной тут же согласились, что это очень консервативная оценка. Скорее всего, если мы все вместе, и государство тоже, будем работать активно, то это будет 1 трлн рублей, вот такой будет объем», — сказал глава государства. По словам Путина, отрасль беспилотной авиации — не только важная, но и интересная. «Во-первых, за ней будущее, во-вторых, здесь концентрируются самые последние разработки по целому ряду направлений. И, конечно, что очень важно, направление использования беспилотных летательных аппаратов — оно просто необозримое, практически нет такой сферы деятельности и сферы экономики, где невозможно было бы применять беспилотные летательные аппараты», — пояснил он.
Глава государства обратился к министру транспорта Виталию Савельеву с просьбой подготовить предложения по подчиненности отрасли беспилотных летательных аппаратов Росавиации или представить идеи по созданию спецоргана. «Нужно коренным образом изменить работу. Не просто что-то улучшить. а коренным образом изменить. Нужно переходить на цифровизацию организации воздушного движения. Если Росавиация в состоянии начать эту работу, то пусть они делают это, если нет, то нам придется создать какую-то параллельную организацию», — заявил Путин на презентации организаций в сфере беспилотных авиационных систем.
Исполнительный директор Авиарегистра России по сертификации разработчиков и изготовителей гражданской авиационной техники и БАС, лауреат премии правительства РФ в области науки и техники Александр Книвель отметил, что сейчас в базе Росавиации числится свыше 70 тысяч беспилотников. И, по прогнозам, эта цифра в ближайшие годы увеличится в разы.
«Достоинства беспилотников очевидны. Невысокая себестоимость полета — меньше трат на топливо и обслуживание. Небольшая взлетная масса. А значит, намного проще и быстрее подготовка к вылету. Для БАС вертикального взлета и посадки не нужна ВПП. Ну и основной плюс: при работе в опасных условиях ничего не угрожает жизни пилотов», — подчеркнул Александр Книвель. Он также отмечает, что санкции повлияли на развитие отрасли в России: «Комплектующие сейчас в основном закупаем в дружественных странах. Но не только. Длительное время считалось, что проще и дешевле купить комплектующие за рубежом, чем разрабатывать, сертифицировать и изготавливать их самим. Сейчас пожинаем результаты такой политики. Хотя еще в соответствие с дорожной картой «Рынки и технологии» AeroNet от 2015 года предусматривалось создание до 2021 года линейки отечественных двигателей внутреннего сгорания и газотурбинных двигателей для БАС. Еще одна проблема — неуважение к документам ИКАО. В них собран мировой опыт безопасности полетов. Говорят, что законы пишутся кровью. И это так. Если мы хотим выйти на рынок беспилотников Китая, Монголии, Индии и других, то без соблюдения норм и правил ИКАО ничего не получится. Китай, например, вообще держит 80 процентов рынка малых беспилотников, но строго соблюдает требования ИКАО. В свое время у нас не стали внедрять в массовое серийное производство самолеты Ту-204, Ту-214, Ил-96, Ил-114, понадеявшись на «Боинги» и «Эрбасы». Тоже решили, что проще закупать самолеты за рубежом, чем производить свои. Во что это вылилось? Требования Международной организации гражданской авиации по шумам привели к тому, что нам пришлось списать весь парк «шумных» Ту-154 и Ил-86″.
Отметим, что предварительная оценка финансирования национального проекта по развитию беспилотных систем до 2030 года составляет порядка 660 миллиардов рублей. Соответствующий нацпроект разрабатывается кабмином по поручению президента России. Ожидается, что нацпроект будет утвержден к 1 сентября текущего года.
Читайте далее: