Корреспонденты Агентства транспортной информации Российской академии транспорта в ходе пленарного заседания «Банки: заработок на инфраструктуре или стимулирование экономического развития» форума «Инфраструктурные инициативы бизнеса» взяли интервью у Председателя Экспертного совета Ассоциации инфраструктурных инвесторов и кредиторов (АИИК), Генерального директора Агентства трансформации и развития экономики Владислава Валерьевича Онищенко.
- Вы на своих диаграммах показывали объемы инвестиций транспорта. Расскажите подробнее, что имеется в виду под транспортом?
Генеральный директор Агентства трансформации и развития экономики Владислав Валерьевич Онищенко
Под транспортом мы понимаем в первую очередь инфраструктуру, куда входят автомобильные дороги, железные дороги, порты и все, что связано с авиасообщением. Это основное. И потенциально то, что сейчас еще не является нашими видами транспорта, но в перспективе высокоскоростные железнодорожные магистрали.
- С чем связан Тренд по снижению доли капиталов банка?
Прежде всего с двумя вопросами. Первое — это уровень рисков в экономике. Всё-таки мы говорим, что проекты занимают их реализация и монетизация, достаточная для того, чтобы окупить. Это занимает десятки лет. Высокий уровень рисков как экономических так и политических создают слишком большой груз для банковской системы, чтобы они напрямую финансировали.
И втрое — изменяющийся, и высокий при этом, уровень процентных ставок, по которым банки привлекают ресурсы от вкладчиков. Это тот уровень процентных ставок, который они вынуждены давать в качестве условия для инвестиций, которые не выдерживают проекта особенно на длинном горизонте планирования.
- Почему не выстреливают инфраструктурные государственные партнерства? Может быть есть какие-то объективные причины?
Во многих странах плотность инфраструктуры выше и там прекрасно работают эти инструменты. Я думаю, что всё-таки основой процесса является то, что большая часть проектов такого рода, в России и за рубежом, реализуется с существенной долей капитального гранта со стороны государства. И в этом смысле — ограничение со стороны бюджета по возможности использования бюджетных средств, потому что сейчас есть другие приоритеты расходов. Они объективно накладывают ограничения на объем возможных проектов. Это первое.
Второе — это постоянно меняющееся регулирование. Трудно инвестировать в проекты длиной 30 лет, когда ты не знаешь, что у тебя будет в нормативном поле через 2-3 года.
Для всех этих проектов принципиально важна — неизменяемость условий. А у нас в инвестиционном законодательстве, особенно в правоприменении с «дедушкиными оговорками» очень тяжело.
- Как вы относитесь к концессиям в области развития общественного транспорта?
Кто у нас самый платежеспособный клиент в стране? Первые — это экспортеры, а вторые — люди. Поэтому, если мы говорим о концессии в транспорте, то в первую очередь целесообразно было бы говорить о тех концессиях, которые «много-много маленьких клиентов», то есть люди, которые пользуются этими видами транспорта. В первую очередь концессии надо делать именно здесь, потому что это устойчивая, понятная, прогнозируемая доходная база. Это отличное поле для реализации концессий, как на внутригородском пассажирском транспорте так и на межрегиональном, межгородском.
Форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса» состоялся 9 февраля 2024 года в Москве в отеле The Carlton (Тверская, 3).
Цель Форума – выработать предложения по повышению инвестиционной привлекательности инфраструктурных проектов, а также механизмам привлечения внебюджетного финансирования в приоритетные проекты страны.
Сформированные по итогам Форума инициативы будут направлены в адрес Правительства РФ для дальнейшей проработки.
Читать далее: