Проблемы функционирования автоматических пунктов весогабаритного контроля на региональных автомобильных дорогах

18 сентября 2025 года в 10:00 в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол, посвященный обсуждению проблем, связанных с некорректной работой автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК). Мероприятие прошло по адресу: Миусская пл., д. 7.

Организатором круглого стола выступила Комиссия Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с Общественными наблюдательными комиссиями (ОНК).

В рамках круглого стола обсудили вопросы, касающиеся точности измерений, законности выписываемых штрафов, а также возможности обжалования результатов взвешивания и габаритных измерений.

Модератором мероприятия выступил заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ Александр Холодов.

К участию в круглом столе были приглашены представители транспортных компаний, эксперты в области транспортного законодательства, представители контролирующих органов, а также представители общественности. В ходе продуктивной дискуссии, были выработаны конструктивные предложения по совершенствованию работы автоматических пунктов весогабаритного контроля.

Президент Ассоциации «ГРУЗАВТОТРАНС», член Общественного совета при Ространснадзоре Владимир Матягин:

Внедрение автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК) стало значимым фактором, влияющим на экономику перевозчиков. Однако отсутствие общественного контроля за строительством и эксплуатацией этих пунктов приводит к серьезным проблемам.

Одной из ключевых проблем является несоблюдение технологий при установке автоматических пунктов весогабаритного контроля. В качестве примера приводится использование некачественных материалов (например, «наноасфальта») при строительстве. Подобные нарушения приводят к некорректной работе весов.

На российских дорогах функционирует около 500 пунктов автоматических пунктов весогабаритного контроля, расположенных как на региональных, так и на федеральных трассах. Планируется увеличение их количества до 1000 на региональных дорогах и до 500 на федеральных. Рост числа автоматических пунктов весогабаритного контроля ведет к увеличению проблем у перевозчиков.

Одной из основных проблем является коррупция в сфере содержания и обследования дорог, а также при проверках. Отсутствие должного контроля за состоянием дорог приводит к необоснованным штрафам. Средняя стоимость установки одного автоматического пункта весогабаритного контроля составляет около 100 миллионов рублей, однако в некоторых случаях, например, в Республике Марий Эл, эта сумма достигает 180 миллионов рублей. Установка пунктов с нарушением нормативных правовых документов приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.

Содержание автоматических пунктов весогабаритного контроля, вне зависимости от их работоспособности, обходится в среднем от 5 до 9 миллионов рублей в год. Зачастую акты о проведенных работах подписываются, однако реальное обследование и содержание пунктов не осуществляются, что является способом вывода бюджетных средств. Примером является ситуация в Красноярском крае, где нарушения были выявлены и направлены в Генеральную прокуратуру.

Приведен пример, когда благодаря общественному контролю удалось предотвратить закрытие некорректно работающего автоматического пункта весогабаритного контроля.

В ходе проверок выяснилось, что значительная часть автоматических пунктов весогабаритного контроля на региональных трассах не функционирует, при этом на их содержание продолжают выделяться бюджетные средства. Необходимо обеспечить нормальную, корректную и объективную работу автоматических пунктов весогабаритного контроля, а также целевое использование средств, выделяемых на их содержание.

По обращению депутата Государственной Думы был проведен аудит Счетной палатой, который подтвердил факт неэффективного использования бюджетных средств. К факторам, влияющим на корректность взвешивания, относятся колейность (даже незначительная), требования к датчикам, несоблюдение правил установки оборудования и деформация дорожного покрытия. Часто собственники дорог не знают правил поверки автоматических пунктов весогабаритного контроля.

Необходимо усилить общественный контроль за установкой и эксплуатацией автоматических пунктов весогабаритного контроля, а также обеспечить прозрачность финансирования и целевое использование бюджетных средств. Только в этом случае можно добиться корректной и эффективной работы автоматических пунктов весогабаритного контроля и избежать необоснованных штрафов для перевозчиков.

Представитель Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ Кочетков Илья Владимирович:

В целях повышения эффективности и прозрачности системы весогабаритного контроля предлагается ряд мер, включающих дистанционный мониторинг, автоматизацию проверок пунктов АПВГК и усиление ответственности грузоотправителей.

Планируется создание федеральной государственной автоматизированной системы, в которую будет поступать информация об измерениях со всех пунктов весогабаритного контроля (автоматических, стационарных и передвижных). Если показания одного и того же транспортного средства на разных пунктах существенно отличаются (за пределами погрешности), то данные с «проблемного» пункта не будут использоваться для административных целей. Это позволит исключить влияние некорректной работы отдельных пунктов на вынесение штрафов.

Существующие проверки пунктов, которые проводятся с оформлением бумажных документов, будут автоматизированы. Владелец дороги будет вводить данные транспортного средства в систему, которая автоматически сформирует акт измерений на основании данных различных пунктов весогабаритного контроля. Водитель будет подписывать этот акт. Таким образом, исключается возможность манипуляций с показаниями, которые существуют при бумажном документообороте.

В настоящее время разрабатываются два новых ГОСТа:

  • ГОСТ на проектирование автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК);
  • ГОСТ на эксплуатацию этих пунктов.

Эти ГОСТы будут регламентировать вопросы, касающиеся применяемых материалов, порядка установки рамок с датчиками измерения габаритов и другие важные аспекты.

Необходимо усилить контроль за соблюдением правил погрузки грузов и привлекать к ответственности грузоотправителей за превышение допустимых параметров. Если грузоперевозчик привлечен к ответственности за превышение габаритов или веса, следует информировать об этом и грузоотправителя, допустившего нарушение при погрузке, чтобы привлечь его к административной ответственности.

С 7 июля текущего года были внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), в статью 12.21.1, предусматривающие ответственность за следующие нарушения:

  • Нарушение правил движения в зоне автоматического весогабаритного контроля (в частности, движение по встречной полосе или обочине для избегания датчиков) – штраф 600 тысяч рублей. Ространснадзором прорабатывается автоматизация привлечения к ответственности на основании видеофиксации таких нарушений.
  • Отказ от прохождения весогабаритного контроля на стационарных или передвижных весах, а также создание препятствий для проведения контроля.

Эти меры направлены на повышение безопасности дорожного движения и соблюдение правил перевозок.

Читать далее:

Trucks & Bus Forum: Что мешает нормальному функционированию рынка автогрузоперевозок

🔹 Поделиться ВКонтакте
🔹 Поделиться в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика