Тенденции развития рынка пассажирских перевозок в России

В настоящее время активно обсуждаются проблемы развития системы городского пассажирского транспорта общего пользования. Какие тенденции характерны для рынка пассажирских перевозок в России в целом, как он меняется в последние годы, мы узнали у наших экспертов.

Комментарии экспертов

Председатель Центрального отделения Российской академии транспорта, д.э.н., профессор, директор Института экономики и финансов РУТ (МИИТ) Юрий Соколов

Для рынка пассажирских перевозок в последние десятилетия характерна весьма динамичная структура. В целом, емкость рынка имеет явную тенденцию к уменьшению (почти вдвое с 2005 года), что ведет к обострению конкуренции на данном рынке. Для большинства видов транспорта также характерно снижение объемов перевозок (что объясняется, прежде всего, высокими темпами автомобилизации в нашей стране в последние десятилетия). Исключение составляет для городского транспорта – такси (почти десятикратный рост за 12 лет, хотя доля такси в объемах перевозок незначительна). Самой примечательной тенденцией является взрывной рост объемов перевозок воздушным транспортом (почти трехкратный рост на фоне общего спада), причем авиация далеко не исчерпала резервов роста, к которым можно отнести возможности развития сети региональных перевозок, а также – высокий потенциал выхода на рынок новых компаний-лоукостеров. Важное значение для развития рынка имеет рост средней дальности автобусных перевозок. Для железнодорожных перевозок характерно усиление конкуренции и развитие сети независимых региональных перевозчиков. При этом представляет научный и практический интерес широкое и успешное применение маркетинговых инструментов (скидки, программы лояльности и т.п.) основным игроком на рынке дальних пассажирских перевозок – АО «Федеральная пассажирская компания».

Вместе с тем, существенное изменение структуры рынка ожидается после завершения проектов высокоскоростных магистралей (ВСМ), прежде всего – проекта ВСМ Москва–Казань, что приведет к увеличению емкости рынка пассажирских перевозок за счет освоения новых географических сегментов, а также привлечет на ВСМ часть пассажиров воздушного, автобусного и обычного железнодорожного транспорта сначала на региональном, а затем, после расширения полигона высокоскоростного движения – и на национальном уровне (общегосударственном).

 

Председатель Общероссийского объединения пассажиров, Член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта Илья Зотов

В настоящее время в России активно, за счет уровня развития информационных технологий, развиваются процессы уберизации. Данные новшества позволяют планировать поездку со своего смартфона и через данное устройство бронировать, а также оплачивать билет. Все это способствует развитию рынка нелегальных перевозчиков, когда сервисы подобные BlaBlaCar забирают порядка 30% прибыли у легальных межрегиональных автобусных перевозчиков. Данные перевозчики не обеспечивают безопасность проезда, в случае ДТП никаких страховых выплат пассажир не получает, такая же тенденция развивается на рынке таксомоторных услуг. За счет того, что тариф на проезд формирует агрегатор такси, то очень часто цена поездки для пассажира снижается при росте себестоимости, что заставляет водителей работать еще больше, чтобы заработать необходимый минимум. Отсутствие тахографа и ограничения времени работы, приводит к тому, что водитель засыпает за рулем и совершает ДТП. Подобные тренды отсутствуют на рынке железнодорожных перевозок, где до сих пор пассажиры в полном объеме не могут выходить в Интернет со своих мобильных устройств.

 

Директор Института транспортного планирования и действительный член Российской академии транспорта, д.т.н., профессор кафедры «Организация и безопасность движения» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Михаил Якимов

Крайне широкая и многогранная тема. Наблюдаются совершенно различные тенденции, и зависят они от региона, от организатора перевозок, от того, являются перевозки региональными, федеральными или местными, организуемые органами местного самоуправления. Также различаются и по видам транспорта: перевозки железнодорожным транспортом, авиационным или автомобильным транспортом в городах. Тем не менее, можно заметить две основополагающие тенденции. Первый подход — это либеральной путь развития рынка пассажирских перевозок, когда на рынке функционируют частные предприятия, конкурируя между собой или на рынке пассажирских перевозок, или на этапе вхождения на этот рынок по условиям конкурсных процедур. Второй подход — это централизованное государственное управление, где основными игроками на рынке перевозочного процесса являются государственные и муниципальные предприятия. Процесс перевозок, в первую очередь, осуществляется за бюджетные деньги, за деньги региональных и местных бюджетов. И тот, и другой путь имеет право на существование. Даже в условиях муниципальных образований можно наблюдать как первый, так и второй путь. Организуются муниципальные предприятия, передается организация транспортного обслуживания населения на более высокий уровень, на уровень субъекта федерации. В других городах наоборот стимулируется развитие рынка. Мне кажется, современные задачи органов государственной власти Российской Федерации не определить тот или иной путь развития рынка пассажирских перевозок, а сформулировать для них нормативно-правовую базу, в первую очередь, определяющую безопасность таких перевозок.

 

Иллюстрации с сайта http://tripsmile.ru/transport/

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика