Прошлое, настоящее и будущее автотуризма в России

Колонка главного редактора

С сожалением следует констатировать, что в настоящий момент в России на государственном уровне очень мало уделяется вопросам развития автотуризма.  Не балуют автотуристов и средства массовой информации. Очень редко появляется крайне скудная информация о новостях из сферы автотуризма, о туристических маршрутах, туристических объединениях, мероприятиях или просто рассказы о путешествиях и автотуристах. А ведь Российское государство тратит значительные финансовые ресурсы в развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. Разумеется, в первую очередь, это делается для развития экономики, для удовлетворения транспортных потребностей населения. Но в большинстве стран, где уровень автомобилизации достиг высоких значений значительно раньше, чем в России, именно дорожная инфраструктура является основным драйвером развития туризма при этом обслуживая и удовлетворяя потребности большого количества автотуристов. Во многих странах и городах туризм занимает значительную долю пополнения муниципальных, региональных и федеральных бюджетов. Автотуристы формируют вокруг себя целую индустрию услуг различного характера и в технической, и в гуманитарной сфере.

Главный редактор Агентства транспортной информации Российской академии транспорта, член Общественного совета при Ространснадзоре, доктор технических наук Якимов Михаил Ростиславович поделился своими мыслями об истории возникновения автотуризма в России, его настоящем и будущем.

Мне кажется, вопросы важности развития внутреннего автотуризма в такой большой и интересной в туристическом плане страны как России в настоящий момент недооцениваются. В их важности и решении не видят перспективы люди, принимающие решения на уровне правительства и руководства страны. В связи с этим, мне кажется, крайне важно больше говорить и писать, в том числе и в средствах массовой информации, в специализированных средствах массовой информации о существовании такого вида туризма, как туризм на автомобилях, говорить о его привлекательности, полезности, перспективах его развития, акцентировать внимание лиц, принимающих решения, на трудностях, возникающих у рядовых автотуристов. Именно с этой целью я подошел к написанию колонки главного редактора.

Без ложной скромности могу сказать, что я являюсь, наверное, одним из первых официальных автотуристов в нашей стране. Как и многие автотуристы, мои новые и старые друзья, путешествующие по стране и не представляющие себя без автомобиля, я также в юном возрасте путешествовал на автомобиле вместе со своими родителями. Сам этот факт, конечно, не дает мне права называться первым российским автотуристом, но совсем недавно, уже по прошествии большого количества времени, после ухода из жизни моих родителей, я обнаружил в их архивах очень важный документ, о котором я всегда помнил в детстве, но долго не мог найти. Этот документ называется «маршрутный знак автотуриста». Вот так он выглядит. Выдан был он нашему экипажу в далеком 1983 году.

Маршрутный знак автотуриста 1983 г. Маршрутный знак крепился на ветровом стекле автомобиля

Именно 1983 году в Советском Союзе организовали несколько всесоюзных туристских автомобильных маршрутов. И летом 1983 года мы приняли участие в путешествии на автомобилях по Всесоюзному туристскому автомобильному маршруту № 3 «По Украине к Черному морю». Наш маршрут пролегал через Смоленск, Чернигов, Киев, Львов, Черновцы, Вадул-луй-Водэ, Овидиополь. Это была смелая идея компании «Турист», являющегося своего рода монополистом того времени на рынке туристических услуг в Советском Союзе. Это была попытка объединить и упорядочить зарождающийся тогда в разных уголках Советского Союза автотуризм, вывести его из тени или, как минимум, заявить о его существовании. Путевку автотуристу можно было просто купить, как и любую другую путевку. Из тех, кто приобрел путевки, формировались группы. Группа автотуристов состояла обычно из 10 экипажей (10 машин). В частности, в этом путешествии в нашу группу входило 10 семей из Свердловска, Челябинска, Перми, Ленинграда, Москвы, Смоленска, Ярославля. Наш экипаж путешествовал на автомобиле Нива. Также в нашей группе тогда были Жигули, Москвичи ИЖ и АЗЛК, Запорожец и даже автомобиль ГАЗ М-1.

Маршрутный знак автотуриста 1983 г. с указанием фамилии туриста и местонахождения станций технического обслуживания на маршруте

Всесоюзный маршрут № 3 «По Украине к Черному морю» был один из самых протяженных маршрутов. Первый Всесоюзный маршрут предлагал путешествие от Москвы до Ленинграда. Второй Всесоюзный автомобильный маршрут организовывал путешествие автотуристов по Золотому кольцу России. Надо заметить, что к тому времени на нашей Ниве мы с родителями объехали практически всю европейскую часть Советского Союза, побывав в таких зарубежных ныне странах, как Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина и Молдавия. Уже на следующий год, не найдя в путевках компании «Турист» соответствующего автомобильного маршрута, мы отправились в путешествие по Средней Азии. На этой же Ниве доехали до городов Фрунзе, Ош, Самарканд, Бухара, Ташкент и Алма-Ата.

Группа организованных автотуристов всесоюзного туристского маршрута № 3 на стоянке в Ивано-Франковской области Украинской ССР

Я с удовольствием вспоминаю эти дни, которые отпечатались в моей памяти (тогда еще школьника) на всю жизнь, как самые яркие события и самые яркие впечатления, которые давали ребенку представление не только о своем городе, но и о своей стране, состоящей из множества национальных республик, множества традиций, укладов жизни, ландшафтов и дорог. В это же время я с большой любовью проникся к автомобилям, к автомобилю, как части семьи, части экипажа, как к верному железному коню, которому нужны также уход, забота и ласка. Именно эти детские школьные воспоминания о проведенных каникулах в поездках по различным регионам, городам и республикам отчасти определило мою дальнейшую судьбу как транспортного инженера, инженера, планирующего развитие транспортных коммуникаций в стране, ее регионах и городах.

Группа организованных автотуристов всесоюзного туристского маршрута № 3. Автомобиль ГАЗ М-1

Уже в 2020 году, сам того не подозревая и особо не стремясь, не ставя это приоритетной целью либо мечтой, я вновь влился в ряды автотуристов, уже в их современной формации на территории современной России. В 2020 году я купил автодом. Я купил 10-летний автодом, выпущенный компанией Sea Sharky на базе автомобиля Fiat Ducato. Автодом был бывший в эксплуатации, 2010 года, достался мне за сравнительно умеренные деньги — 2,5 миллиона рублей. Детский опыт автотуризма не прошел даром. Юношеская тяга к технике, мотоциклы и мопеды также явились определенным звеном в развитии меня как инженера, как любителя техники и в будущем как ученого в сфере транспорта и, конечно же, как автотуриста.

Астраханская область

Многие знания добавила и служба в армии, служба в автобатальоне 1150-го отдельного военно-строительного отряда Краснознаменного Забайкальского военного округа. Я был и слесарем, и механиком, занимался ремонтом автомобиля и перегоном автомобилей. Довелось водить почти все выпускаемые в то время типы армейских грузовиков, башенных кранов и даже тепловозов. Автомобиль я знал довольно хорошо, но вот современный автодом для меня был совершенно в диковинку.

Река Белая (Башкортостан)

В первое путешествие мы с семьей отправились абсолютно неподготовленными и сразу довольно далеко. Мы держали путь в Крым. Купив автодом и передвигаясь на нем по дорогам общего пользования, в частности по дороге М-4 «Дон», я чувствовал некую свою уникальность, потому что на дороге я практически не встречал автодомов и казалось мне, что это так необычно. Казалось мне, что я единственный автотурист на отдельно взятой дороге, а может быть и в стране. Но скоро все изменилось. Как это часто бывает, всему виной случай. Как говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло. Где-то на границе Ростовской области и Краснодарского края на довольно пустой дороге между очередными станицами ***ская и ***ская у нас случилась поломка — лопнуло заднее правое колесо.

Авария на дороге (Ростовская область)

Довольно неприятные ощущения и серьезный стресс для водителя. За рулем был я. Колесо лопнуло с характерным звуком, сзади что-то застучало, автодом накренился на правый бок и попытался упасть в кювет. Мне удалось справиться с волнением, выровнять автодом и плавно снизить скорость до полной остановки. Остановившись, я увидел масштаб проблем: лопнутое колесо, разбросанные на протяжении 200 метров ошметки колесной резины, мятый диск и разбитую арку заднего колеса. Скажу, что меня это не сильно испугало. Даже не сильно испугало то, что запасного колеса на автодоме не было, потому, как я уже говорил, к путешествию подготовились, как говорят, спустя рукава и не очень понимая при этом, что такое автодом, смутно представляя, что такое автотуризм. В принципе понимал, что делать. Надо выправить колесный диск и заниматься поиском новой шины. Все это, конечно, трудности, и я не буду вдаваться в детали. Главное, я хотел сказать совершенно другое, а именно вот что…

Дорога эта на границе двух регионов была сравнительно пустая, движение было не таким интенсивным, но вот что интересно. Не прошло и 10 минут, как я задумчиво сидел перед домкратом и монтировками на обочине у своей машины, как на встречной обочине остановился примерно такой же автодом, как и у меня. Из него вышел водитель, члены экипажа подошли ко мне, поздоровались, представились сами, при этом даже не спросили, нужна ли мне какая-то помощь, а сразу же начали обсуждать, как мы вместе будем выходить из этой ситуации, где мы будем искать шину, как мы будем домкратить машину и так далее. Еще через 10 минут уже с попутного направления остановился еще один цельнометаллический фургон Газель, который также оказался самодельным автодомом со своим экипажем (семьей из трех человек). Через час наших обсуждений вокруг и с попутного направления, и со встречного направления стояло уже несколько машин, водители и экипажи которых считали своим долгом, как минимум, остановиться, дать свои советы, предложить свою помощь и прочее.

г. Дубна

Надо сказать, что с этого момента моя жизнь как автотуриста кардинальным образом изменилась. Я не только познакомился с этими людьми, которые останавливались в попутном и встречном направлении, я обменялся с ними телефонами, а они записали меня во всевозможные чаты и каналы, группы и сообщества таких же автолюбителей, как я. И жизнь моя автотуристическая после этого приняла совершенно другие краски. Я выяснил, что автотуристов в России огромное количество. Существует несколько сообществ по территориальному признаку или признаку общности интересов и времяпрепровождения. Выяснил, что есть кемпинги, которые в среде автотуристов принято посещать почти регулярно весной или осенью, или в середине лета. Что существуют слеты автотуристов, существуют сайты, программы и календари для автотуристов. Не буду долго объяснять их суть, приведу основные ссылки на различные автотуристические сайты, каналы, места общения, любимые магазины и тому подобное.

Магазины для караванов:

Карты с отметками стоянок караванеров:

Календари слётов караванеров:

Каналы для общения караванеров:

Обзор кемпингов:

Плейлист с обзором кемпингов и фестивалей

В последующем на протяжении четырех лет в каждом кемпинге и практически на каждой автомобильной дороге я встречал своих знакомых, с которыми общался онлайн, либо видел их на слетах, форумах и чатах, либо вживую в разных городах и кемпингах.

Слет автотуристов AbunaFest в Нижегородской области, 2023 г.

Уже так же, как и в далекий 2020 год, я останавливался, помогал советом или делом другим автотуристам, которые попали в беду или в трудную ситуацию. Я понял, что есть огромное сообщество совершенно разных людей по своему менталитету, образованию, культуре, восприятию мира и даже вероисповеданию, для которых, тем не менее, автотуризм – это что-то вроде религии, в которую есть вход, но нет выхода. Став однажды автотуристом, человек остается автотуристом навсегда. Он может сменить автодом, сменить транспортные средства, сменить автодом на караван (прицеп) и наоборот, но он никогда не победит в себе тягу к путешествиям и даже не будет пытаться это сделать. Эта тяга всегда будет жить в нем и требовать своего выхода.

На берегу Финского залива

Как наступает весна, я, как и многие туристы, готовлю свой дом к будущим летним путешествиям. Делаю это я во дворе своего жилого дома в центре Москвы. Очень часто мимо моего автодома ходят организованные группы туристов, которые осматривают местные достопримечательности Большой Сухаревской площади. Многие из них подходят ко мне и с интересом осматривают автодом, задают привычные вопросы: сколько стоит такой автодом, часто ли я на нем езжу, куда я езжу, комфортно ли в нем и так далее. Думаю, что и многим моим читателям, читателям на полях Агентства транспортной информации будет также интересно получить ответы на эти вопросы.

Что я могу сказать всем и сразу?

Хочу сказать, что надо попробовать. Причем попробовать, не сразу купив какое-то транспортное средство, прицеп или автодом, а просто взглянуть на мир автотуристов. Посмотреть на него вблизи. Попробовать примерить на себя образ автотуриста. Окунуться в соответствующую атмосферу. Для этого я настоятельно советую посетить один из нескольких весенних или осенних слетов автотуристов. Такие слеты обычно проводятся в мае и июне в самом начале туристического автомобильного сезона. На такие слеты приезжает огромное количество автомобилей, экипажей. На прошлом слете, который называется AbunaFest в 2023 году, например, было зарегистрировано аж 523 экипажа. Это реально целая страна, целый мир людей, увлеченных одной страстью.

 

Слет автотуристов AbunaFest в Нижегородской области, 2023 г.

В составе этих автотуристов автодома и караваны, большие и маленькие прицепы, грузовые автомобили и автобусы, даже самодельные автомобили, приспособленные под долговременное в них пребывание и проживание. И тем, кто хочет или думает связать свою жизнь с путешествиями на автомобилях, я советую для начала присмотреться к тому, какое разнообразие представляет собой современный автотуризм, в частности автотуризм в Российской Федерации. Посмотреть на разнообразие техники, на разнообразие подходов, пообщаться с людьми, задать интересующие Вас вопросы. Это будет очень интересно для Вас. Вы познакомитесь с очень интересными, добрыми, отзывчивыми людьми, которые, поверьте, только и ждут, когда Вы зададите им свои вопросы, проявите свой интерес. Вам будет дан полный исчерпывающий ответ на любой вопрос, проведена экскурсия, Вам откроют все двери и люки, Вы будете накормлены, напоены и обогреты.

Я уверен, что после посещения такого мероприятия и общения с автотуристами Вы не останетесь равнодушными. Вас всецело захватит это увлечение, и мы непременно встретимся с Вами в пути на бескрайних просторах нашей страны, где никогда не заходит солнце!

 

Читать далее:

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика