Первое лишение водительских прав за пьяную езду на электросамокате

Электросамокат — это пример того, как законы не всегда успевают за техническим прогрессом. Раньше самокаты выглядели так, что даже правила дорожного движения скромно относили самокатчиков к пешеходам. Министерство транспорта РФ подготовило проект поправок к правилам дорожного движения (ПДД), учитывая нарастающий интерес к современным способам передвижения, однако данные поправки массово критикуются как экспертами в области транспортной безопасности, так и представителями различных союзов — союза пешеходов и союза автомобилистов. Сколько времени уйдет на доработку, согласование и принятие поправок в правила дорожного движения пока неясно, однако уже сейчас владельцев мощных самокатов, которые теперь принято называть средствами индивидуальной мобильности, могут наказать. В ГИБДД объяснили, почему так происходит.

1 сентября 2020 года стало известно о первом в России случае лишения водительских прав за пьяную езду на электросамокате. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) Казани решила не только лишить водительских прав владельца самоката, но и оштрафовать на 30 тысяч рублей. Процедура задержания происходила стандартно: сотрудники ведомства заметили водителя электросамоката , у которого были выявлены признаки алкогольного опьянения. В присутствии двух понятых водитель был отстранен от управления, ему было предложено пройти освидетельствование прибором алкотестер, а также пройти медосвидетельствование, от чего он отказался. Далее, был составлен протокол об административном нарушении по статье 12.26 КоАП, а транспортное средство увезли на штрафстоянку. Житель Казани свою вину отрицает и намерен оспорить решение. «Они взялись составлять на меня протокол, а пока писали, за моим самокатом эвакуатор приехал! Кому рассказываю эту историю – не верят, смеются, потому что бред полнейший! При погрузке они еще умудрились сломать мне ручку газа на самокате. Увезли его на штрафстоянку, дали мне расписаться в своих бумажках, но копию протокола не дали, хотя я просил», – возмутился водитель самоката.

Как объяснили в городском отделе ГИБДД, электросамокатчики приравниваются в ПДД либо к пешеходам, либо к водителям в зависимости от объема двигателя: менее 250 ватт – ты пешеход, более – водитель мопеда. В данном случае, как сообщается, самокат был мощнее 250 ватт. Для управления таким видом транспорта водитель должен иметь права категории М. Иделия Шагова, старший инспектор отдела пропаганды пресс-службы МВД по республике Татарстан подчеркнула, что «у гражданина не оказалось соответствующих документов, разрешающих управлять данным транспортным средством. Мощность самоката составляет 600 ватт, что, согласно правилам дорожного движения, попадает под определение мопеда». 

Автомобильный эксперт Александр Добин уверен, что стремительно растущий интерес к мощным электросамокатам и прочим средствам индивидуальной мобильности должен сопровождаться стремительно развивающимися законодательными ограничениями для водителей подобных агрегатов: «Я встречаю огромное количество самокатчиков, которые едут со скоростью, сильно превышающей скорость транспортных средств. Сказать, что это небезопасно — довольно банально. Изменения в ПДД назрели давно, с учетом, что в Европе это законодательство уже действует. Средства индивидуальной мобильности, превышающие по мощности 4 Кват приравнены к мотоциклам, и это уже действующее законодательство, а незнание не освобождает от ответственности. Самое главное сегодня – это страховая ответственность, которая должна быть как-то предусмотрена. Когда решатся все вопросы с точки зрения законодательства, можно будет привлекать к ответственности. До тех пор, к сожалению, речи о каком-либо наказании быть не может. Продажа самокатов уже должна быть с действующей страховкой, при наличии прав категории А или М. И вот человек, приобретая электросамокат, тратит на все это около 50-70 тысяч рублей, и уже тогда сам включает голову. Если нарушит — это лишние затраты». Эксперт уверен, что штрафы в отношении водителей СИМ должны быть высокими, а именно такими, чтобы формировалась ощущение ответственности за свои действия.

Отмечается, что за последний месяц в Казани произошло два серьезных ДТП с участием электросамокатов, а данная ситуация становится сигналом к тому, чтобы поправки были приняты как можно раньше. Ранее, в августе, в Общественной палате РФ прошел круглый стол «Средства индивидуальной мобильности. Изменения в правила дорожного движения», где эксперты и заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ сошлись во мнении — поправки, предложенные Минтрансом РФ, не только не смогут отрегулировать ситуацию, но и породят массу недопониманий. Подробнее о результатах заседания.

В Великобритании уже действуют достаточно жесткие ограничения в адрес средств индивидуальной мобильности, в частности, запрещено движение по дороге общего пользования, велосипедной полосе или тротуару. Средствами индивидуальной мобильности можно пользоваться в парках и в разрешенных районах. Также, большинство гаджетов заранее ограничивают по мощности — всю ответственность несет производитель. Передвижение в запрещенных зонах карается штрафом в 300 фунтов стерлингов — около 30 000 рублей.

Интересные факты:

  • Первое документальное подтверждение создания самоката относится к 1761 году. Сделано это умельцем из Германии М. Касслером, а Карлом фон Драйзером самокат был усовершенствован – у устройства появилось переднее колесо, которым можно было управлять. Затем самокат претерпел многочисленные усовершенствования, пока не стал современным транспортным средством.
  • В декабре 2019 года самым популярным подарком, которые дети запрашивали в письмах к всероссийскому Деду Морозу, оказался электросамокат.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика