Круглый стол в общественной палате: средства индивидуальной мобильности

Еще в 2019 году Министерство транспорта подготовило поправки в Правила дорожного движения (ПДД), согласно которым появляется новый термин — средства индивидуальной мобильности (СИМ). Документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. К средствам индивидуальной мобильности предлагается отнести роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и иные аналогичные средства. Новые устройства индивидуальной мобильности могут развивать скорости выше 20 км/ч в зависимости от модели, что становится серьезным источником опасности как для пешеходов, так и для лиц, управляющих такими устройствами. Данные поправки были не раз подвержены критике, а 17 августа 2020 года в Общественной палате РФ прошел круглый стол «Средства индивидуальной мобильности. Изменения в правила дорожного движения», где эксперты и представители союзов высказали свое мнение в адрес данных поправок.
Заместитель председателя Комиссии ОП РФ Александр Холодов считает, что данные поправки порождают юридическую двойственность и не будут работать в российских реалиях. Также он подчеркнул, что в поправках много вопросов, ответов на которые нет: «Сегодняшняя редакция ПДД не позволяет ГИБДД заниматься безопасностью дорожного движения в части электросамокатов и СИМ в целом. Чем мне лично не нравятся те поправки, которые предложены Минтрансом — они слишком сложные. Мы предполагаем, что эти правила должны быть максимальны понятны всем – как взрослым, так и детям. Также, под СИМ хотят подразумевать все, начиная от спортивных мощных электросамокатов, заканчивая роликовыми коньками. Интересный вопрос, как, в случае опасности, человек на роликовых коньках должен спешиваться. Моноколесу будет запрещено двигаться по проезжей части, так как в нем есть гироскопы, но моноколесо спокойно развивает скорость до 20-30 км в час и каким образом безопасно передвигаться по тротуару на нем — тоже не совсем понятно». 

Валерий Салдунов, руководитель всероссийского общества автомобилистов РФ, выступил с докладом, в котором призывал в первую очередь исходить из обеспечения безопасности при написании поправок: «Проблема, связанная с СИМ возникла давно и наше общество опережает законодательные процессы. Мы видим, что проблема серьезная, поступает много жалоб, а СИМ сейчас создает массу проблем не только для автомобилистов, но и для пешеходов». 

С большим и аргументированным докладом выступил Соколов Владимир, руководитель союза пешеходов: «В чем особенность поправок Минтранса? Он вводит нового участника движения, который по совокупности своих функций является привилегированным участником: он может передвигаться по велодорожкам, вело-пешеходным дорожкам, тротуарам, обочинам, по краю проезжей части. Движение по тротуару при наличии пешеходов 20 км в час, при отсутствии – не ограничены. Разрешенная скорость движения по краю проезжей части для самокатов – это 60 км в час. Гражданская ответственность у водителей СИМ как у пешеходов. Минтранс предполагает, что на средствах индивидуальной мобильности надо перемещаться  по тротуарам. Теперь надо посмотреть, возможно ли на тротуаре разъехаться. Правилами градостроительного проектирования тротуары составляют 1,5 метра при интенсивности движения 900 человек в час. Если проходит более 2000 человек в час — 2,25 м. Получается, что большинство тротуаров позволяет спокойно разойтись двум людям, но для движения СИМ в потоке пешеходов мало 2,25 м. Предложения Минтранса не подкреплены никакими исследований, подтверждающими возможность реализации этих предложений. В одну группы собраны разные виды средств индивидуальной мобильности, которые имеют принципиальные различия: сегвей и моноколеса не имеют руля и активных колес, роликовые коньки не имеют электродвигателя и руля и приводятся в движения мускулами, электросамокат – это по сути мопед с маленькими колесами. Откуда взялись 20 км в час — тоже непонятно. Существует только одна догадка: меньшая скорость не устроит самих обладателей средств индивидуальной мобильности. Поправками СИМ не признали транспортными средствами, хотя по ПДД, СИМ полностью попадают под определение «мопед». Для определения максимально возможной скорости для движения СИМ в городе, необходимо узнать, какой у них остановочный путь. Мы провели собственные исследования: выяснилось, что остановочный путь от 5 до 8,5 м в зависимости от вида СИМ. В предложениях Минтранса отсутствует серьезнейший раздел – цель поправок. Эта цель не связана с безопасностью. То, что СИМ не признали транспортными средствами, говорит о том, что Минтранс реализовывал свою программу – создание сезонной альтернативы транспорту без бюджетных вложений. Мы считаем, что проект не исполняет цели безопасности движения, его необходимо отклонить и поручить его разработку МВД России». 

Шапарин Антон, вице-президент национального автомобильного союза, выступил с радикальными и интересными идеями: «У нас в нормативной базе уже есть понятие мопеда, единственный нюанс – это механическое транспортное средство, это закреплено формулировкой. Нам необходимо внести простые поправки и распространить права и обязанности водителей мопедов с водительскими удостоверениями категории М на людей, которые используют СИМ с мощностью более 250 Ватт. Не нужно ничего изобретать: права, шлем, на дорогу. Напомню, что мопеды по нынешним правилам дорожного движения могут использовать велодорожки. Базовая проблема на дороге – неравномерность ответственности разных участников дорожного движения за одни и те же составы правонарушений. В России велосипедисты и пешеходы по понятным причинам являются привилегированными участниками, поправки добавляют еще одну привилегированную группу – это неправильный путь. Поправки действительно надо передать МВД для возможности установки правил в данной ситуации». 

Большое внимание на круглом столе уделили обсуждению проблем детской безопасности — эксперты жаловались на расплывчатость и неточность формулировок в поправках. Также на повестке был поднят вопрос о необходимости ограничения максимальной скорости СИМ. По опыту западных стран максимальная скорость ограничена производителями до 25 км в час. «Многие родители покупают своим детям электросамокат, а по своей сути он уже тянет на категорию «мотоцикл» по своей мощности» — сказал один из экспертов в ходе обсуждения.

Стукарин Василий, руководитель пресс-службы «Каркам-Электроникс» выступил от лица производителей СИМ: «Исходя из нашей статистики продаж, можно сказать что количество СИМ в Москве и Санкт-Петербурге сравнимо с количеством автомобилей в этих городах. У нас есть обеспокоенность в связи с этим, и уже сейчас у нас есть некоторые предложения. Мы уже давно разрабатываем видеорегистраторы и системы мониторинга транспорта — это лучшее доказательство невиновности или вины в случае ДТП. Нами было разработано специальное устройство для установки на СИМ, в первую очередь на самокаты. Видеорегистратор имеет противоударный корпус, имеет влагозащиту и снимает видео в полной темноте» — рассказал Василий. Также, он наглядно продемонстрировал видеорегистратор прямо на слушание и показал все возможности гаджета.

В заключение, заместитель председателя Комиссии ОП РФ Александр Холодов предложил объединить все идеи, высказанные на заседании, и отправить их в аналитический отдел для подготовки итогового документа. Итоговый документ будет направлен в Министерство транспорта для дальнейшей доработки поправок. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика