Программа участия граждан в реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»

Общественный контроль дорожного строительства — важнейшая часть нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». О необходимости программы привлечения граждан к реализации проекта заявил Владимир Путин в Казани на встрече с активистами Общественного народного фронта и других общественных организаций в 2019 году. Президент четко поставил задачу — создать условия для более широкого участия граждан в градостроительных проектах. С того момента прошло два года, Министерства должны были разработать механизмы вовлечения граждан в национальные проекты «Комфортная городская среда» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Отметим, что Министерство строительства РФ привлекло для разработки такого механизма Агентство стратегических инициатив, и вместе с ними создало два основополагающих документа, которые доступны для ознакомления: целевая модель по организации общественного участия граждан в реализацию проектов благоустройство городской среды и стандарт вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды. Эти документы призваны систематизировать практики и форматы вовлечения граждан в развитие городской среды, повысить эффективность взаимодействия с ними и повысить степень ответственного участия всех сторон. К сожалению, реализация нацпроекта БКАД — совершенно закрыта для граждан нашей страны, а разработка документа, позволяющего гражданам законно участвовать в нем, так и не была завершена. Отсутствие данной программы отрицательно влияет на национальный проект, и заставляет граждан ставить под сомнение прозрачность его реализации.

Евгений Абузяров директор ФГБУ «Информавтодор» рассказал свою позицию по вопросу вовлечению граждан в реализацию национального проекта:

«Возглавляемое мной учреждение начало организацию общественного участия в национальном проекте БКАД еще до того, как появились национальные проекты — в 2017 году. Именно тогда появились приоритетные проекты, и в качестве пилотного — проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который реализовывался в 38 агломерациях. В то время мы разработали методические  рекомендации по организации общественного участия, которые были направлены в регионы страны. Конечно, много нелицеприятного можно услышать о работе «дорожников», хотя именно отечественные «дорожники» одни из самых профессиональных специалистов. В связи с повышенным вниманием общественности к деятельности в сфере дорожного строительства, мне кажется, сейчас ни у одного исполнителя государственных контрактов в различных областях промышленности нет такого количества проверяющих, как в дорожном хозяйстве. На данный момент ФГБУ «Информавтодор» отвечает в день не менее, чем на 70 вопросов граждан по реализуемым проектам. На сегодняшний день прошло более 2 500 тысяч мероприятий с участием общественников. Мы со своей стороны предлагаем подключиться к изменениям в ряд документов, в том числе, в методические рекомендации и программу общественного участия. Могу сказать, что общественные организации не могут самостоятельно осуществлять проверку. Мы, как граждане, доверили строительство и контроль за строительством специалистам, которые имеют соответствующее образовании и опыт. Мы не готовы говорить, что программы общественного вовлечения нет. В большинстве регионов страны методические рекомендации реализуются. На данный момент физические лица в абсолютном большинстве получают в установленные сроки ответы на интересующие их вопросы. В прошлом году в городе Курске покрытие улицы было полностью заменено подрядчиком через 3 дня после окончания работ, в связи с тем, что щебеночно-мастичный асфальтобетон не прошел проверку по коэффициенту водонасыщения. Большинству людей непонятно, что это такое, и этот дефект нельзя распознать без определенного прибора. Данную ошибку выявил государственный заказчик, который и потребовал замену покрытия. В рамках национального проекта мы действуем только так». 

По мнению члена Общественного совета при Минтрансе РФ Игоря Сухова, нацпроект «Качественные и безопасные автодороги» реализуется уже два с половиной года, но у него до сих пор нет программы общественного контроля. Этот пункт значится в паспорте нацпроекта, но его никто не выполняет. В результате без контроля граждан качество дорог часто не выдерживает никакой критики, пожаловаться некуда, а при строительстве процветает коррупция. По его словам, в 2019 году Владимир Путин дал распоряжение правительству организовать общественный контроль за нацпроектами, но по «дорогам» ничего такого сделано не было. «Мало сказать, что такая программа буксует в регионах – это провал. В общих чертах: общественность практически не привлекается к реализации нацпроекта. В Астраханской области, например, мне власти сказали: нет программы – нет участия общественности. Это дает отрицательный результат нацпроекту. Даже три года – гарантийный срок – не держатся дороги. И люди видят это», — поделился Игорь Сухов. Он отметил, что в других нацпроектах – с гораздо меньшими бюджетами – общественный контроль присутствует, и их реализация идет с гораздо меньшими потерями. «Очень серьезны коррупционные проявления в этой отрасли. Это понятно, ведь нет общественного контроля. Люди видят, что три-четыре года и дорога приходит в полную негодность — они не готовы мириться с этим», — добавил общественник.

Отметим, что всего в 2020 году, по данным Росавтодора, по разным каналам связи от жителей регионов поступило порядка 11 тыс. обращений, касающихся реализации нацпроекта, и на 95% из них были даны ответы. Для сравнения, в течение всего 2019 года таких обращений было около 6 тыс., и это говорит о том, что интерес к дорожной теме растет. Региональные власти также организуют опросы и голосование граждан по ремонту дорог на своих официальных порталах, например в Московской области это портал «Добродел», а в Москве — «Активный гражданин». Всего в течение 2020 года, по информации Росавтодора, благодаря нацпроекту в 83 российских регионах было отремонтировано, реконструировано и построено порядка 16,5 тыс. км трасс и магистралей. Работы проводили более чем на 7 тыс. объектов, в итоге в нормативное состояние привели 145 млн кв. м дорожного покрытия в пределах городских агломераций, а также на автомобильных дорогах регионального значения.

 Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика