Ослабление габаритного контроля грузового транспорта: влияние на безопасность дорожного движения

В рамках 540-ого заседания Совета Федерации сенаторы одобрили поправки в статьи 1125 и 1171 части третьей Гражданского кодекса РФ, который предполагает отмену штрафа в 150 тыс. рублей за превышение габаритов грузового транспорта до 10 см в случае, если такое нарушение было зафиксировано камерами. Напомним, что максимальные габариты транспортных средств, перевозящих грузы, по действующим нормам составляют 2,55 метра для всех грузовых автомобилей или 2,6 метра для транспорта с изотермическим кузовом по ширине, а также четыре метра по высоте. Послабление касается исключительно автоматических комплексов весогабаритного контроля — на обычных стационарных постах, где замеры проводят сотрудники надзорных органов, порядок останется прежним: перевозчиков все так же будут штрафовать даже за минимальное, в 1 см, превышение допустимых параметров грузового транспорта.

Эксперты отмечают, что значительное число зафиксированных правонарушений связано с превышением допустимых габаритов грузового транспорта от одного до пяти сантиметров. При этом такие превышения камера фиксирует зачастую на тентованных грузовиках, у которых происходит изменение габаритов во время движения из-за раздувания конструкций. «Это происходит независимо от воли собственника и не оказывает влияния на безопасность дорожного движения», — пояснил глава Комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Александр Демин.

Директор по логистике и коммерции транспортной компании ООО «Delko» Олег Гайфуллин рассказал подробнее о проблемах, связанных с некорректным считыванием габаритов грузового транспорта.

«Проблема действительно распространенная. Например, в 2021-м году, когда в Челябинске запустили новый автоматический пост весогабаритного контроля, приходили штрафы за допустимое превышение габаритов грузовиков даже на 2 см, а общее их число увеличилось. Причиной тому были не столько раздутый тент или что-то в этом роде, а некорректные настройки самого измерительного оборудования. В 2022-м году настройки были скорректированы, и количество штрафов уменьшилось на 94,5%. Для того, чтобы в целом снизить число ошибочных штрафов на автоматических постах, необходимо своевременно регулировать работу комплексов, особенно тогда, когда учащаются штрафы за негабарит», — уточнил он.

Президент Ассоциации Транспортных Экспертов и Специалистов Тарас Коваль отметил, что законопроект фактически похоронил половину используемых технологий в конструкции коммерческого транспорта, направленных на легальное увеличение внутренней полезной высоты прицепов всех типов. Он подчеркнул, что поправка выравнивает случайно оказавшихся в автоперевозках людей с вымирающим племенем профессионалов по следующим причинам.

«Во-первых, попробуйте найти в интернете фото, сделанное сверху автопоезда или грузовика, где хорошо видно, как раздувается тент крыши прицепа или кузова. Еще та задачка по сложности. В отличии, например, от раздувания тента на ряде конструкций по бокам. Однако, законодателей габаритная ширина транспортных средств не интересует. Во-вторых, из-за обозначенных в законопроекте проблем с тентом, дополнительные 10 см габаритной высоты получили не только тентованные типы транспортных средств, а и все остальные типы. Например, контейнеровозы, перевозящие контейнера HC высотой 2,9 метра. Наверное, многие скажут, что допуск по высоте в 10 см дали только для автоматической фиксации. Но тогда у меня возникает встречный вопрос: часто и где вы видели нынче контроль габаритных нормативов инспекторами? Такие места уже можно смело заносить в «Красную книгу» дорожного контроля. То есть в реальности все-таки можно утверждать, что дополнительные 10 см габаритной высоты получили все типы транспортных средств. И это принципиальный момент. В-третьих, проблема раздувания тента крыши фактически существует только в П-образной комплектации тентованного полуприцепа с механизмом сдвигающейся крыши. В этой комплектации тент сдвигается полностью (крыша с боковинами). Изначально тент имеет самое слабое натяжение и плотность тента. Иначе при эксплуатации он быстро рвется. В этой комплектации невозможно применение армированного тента, который давно используется в иных странах для соблюдения стандартов по безопасности конструкции. П-образная комплектация в основном используется в международных перевозках в направлении стран. И даже в этой комплектации возможна настройка конструкции, когда превышение габаритов не будет более 5 см. Раздувание тента крыши в любой другой комплектации свидетельствует о неисправностях конструкции крыши. Международные перевозчики для избежания нарушения габаритной высоты за счет раздувания тента настраивали боковые стойки на габаритную высоту в статическом положении 3.95 метра», — поделился эксперт.

По мнению Тараса Коваля, законопроект ведет к снижению безопасности дорожного движения и существенно нарушает правила равноправной конкуренции, когда перевозчики покупают изначально более объемную технику, доплачивая за свой выбор. «Логично выносить административные наказание с высоты 4,04 метра, как во многих странах с развитым коммерческим автотранспортом, где есть ограничение высоты 4 метра», — добавил он.

Отметим, что авторы поправки обратили внимание, что в указанных условиях размеры грузового автомобиля увеличиваются на незначительную величину, изменение габаритов носит временный характер и не оказывает влияния на безопасность дорожного движения. В пояснительной записке подчеркивается, что применение штрафных санкций в таком случае — избыточная мера, способная повлечь негативные финансовые последствия для бизнеса.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика