Врио губернатора Алексей Беспрозванных поручил подготовить программу обновления общественного транспорта Калининграда. Об этом он сообщил в своём телеграм-канале.
Врио губернатора Калининградской области Алексей Беспрозванных:
Вижу высокий износ подвижного состава, особенно троллейбусов. Трамваи обновляются, но скорость движения низкая из-за изношенности инфраструктуры трамвайной сети. Будем помогать городу. Поручил подготовить программу обновления транспорта по годам с привязкой к проекту эффективной транспортной сети с учётом градостроительной ситуации. Попросил обязательно учитывать мнение горожан.
Корреспонденты агентства транспортной информации «Российская академия транспорта» связались с администрацией Калининградского городского округа и узнали как обстоят дела с транспортной реформой и разработкой документов транспортного планирования в данном регионе РФ.
В настоящее время в городском округе «Город Калининград» разработаны и реализуются ряд стратегических нормативных документов транспортного планирования (далее — НПА).
Это, в первую очередь, «Генеральный план городского округа «Город Калининград» (далее – Генплан) (утвержден решением городского Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 №225 с последующими редакциями от 17.06.2024 №197), и ряд документов, реализующих Генплан, таких как «Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа «Город Калининград» на 2017-2035 годы» (утверждена решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 №343, в редакции от 01.12.2021 №255), далее — ПКРТИ, «Комплексная схема организации дорожного движения городского округа «Город Калининград» на период 2019-2035 гг» (утверждена постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 15.10.2019 №934, в редакции от 30.12.2019 №1261), а также другие решения городского Совета депутатов Калининграда и постановления администрации городского округа «Город Калининград», принятые в целях реализации стратегических документов транспортного планирования.
Перечисленные документы размещены в электронном виде на официальном сайте администрации городского округа «Город Калининград» (www.klgd.ru в разделах «Строительство» и «Транспорт и дороги»).
Указанными НПА предусматривается плановое развитие и совершенствование организации работы городского общественного транспорта, развитие соответствующей инфраструктуры.
На расчетный срок Генплана и ПКРТИ в городе предлагается сохранить все существующие виды транспорта, дополнив их новыми. Ведущую роль предлагается отдать рельсовому транспорту в комплексе с троллейбусом (до 30% общего объема), развитием интермодальных перевозок. Объем пассажироперевозок общественным транспортом в городе Калининграде на расчетный срок 2035 год составит 327,7 млн. человек в год, с учетом коэффициента пересадочности 1,6.
В соответствии с решениями Генерального плана Калининграда трамвай позиционируется как один из основных общегородских видов общественного транспорта, связывающих периферийные районы через центр города Калининграда.
Намечены наиболее эффективные направления:
• диаметральное, по системе улиц 9 Апреля, Октябрьской, Аллея Смелых;
• диаметральное, по системе улиц 9 Апреля, Октябрьской, Аллея Смелых;
• диаметральное по Ленинскому проспекту между двумя вокзалами;
• радиальное по Советскому проспекту и Фестивальной аллее;
• радиальное по проспекту Мира.
К 2035 году система городского трамвая предполагалась характеризоваться следующими показателями:
• протяженность сети (с учетом наложения) – 78,15 км;
• протяженность сети (с учетом наложения) – 78,15 км;
• количество маршрутов – 9;
• удельный вес в общем объеме перевозок – 26%.
Таким образом, пассажиропоток рельсового транспорта в городе Калининграде к 2035 году прогнозировался около 30% пассажиров.
Развитие трамвайного движения планируется в две очереди. Первая очередь развития стратегии ремонта трамвайной сети и инфраструктуры со сроками реализации до 2030 года предполагается разбить и реализовать в несколько этапов:
• 1 этап – 2024 – 2026 гг направления пр-кт Мира-ул.Фестивальная Аллея;
• 2 этап – 2025 – 2028 гг направление пр-кт Ленинский-ул.Шевченко;
• 3 этап – 2028 – 2031 гг направление пр-кт Мира-ул.Черняховского;
• 4 этап – 2023 – 2030 гг 1-й эстакадный мост, пр-кт Ленинский;
• 5 этап – 2030 – 2032 гг ул.Багратиона;
• 6 этап – 2032 – 2034 гг ул.Октябрьская, ул.Аллея Смелых.
Результатом реализации данных мероприятий станет создание кольцевого маршрута по центральной части города, позволяющей в перспективе при переходе на пересадочный тариф организовать центральный трамвайный «каркас» и подвозные автобусные маршруты.
Вторая очередь планируется к реализации до 2040 года с организацией перспективных маршрутов, с учетом развития территорий города, предполагаемой застройки, появления объектов «притяжения».
Кроме этого, на перспективу предусматривается связь трамвайным движением Гурьевского городского округа с округом Калининградом (микрорайон Восток), Северо-западного жилого района (Автотор), Южный жилой район (Толстикова – Понартская).
Перспектива развития троллейбусного движения трактуется как замена автобусов на направлениях, где будет сформирован стабильный пассажиропоток, при котором большое число необходимых для его перевозки автобусов будет создавать значительный вред для окружающей среды за счет выбросов.
В текущем году планируется приобретение и ввод в эксплуатацию 12 единиц троллейбусов с автономным ходом. В следующем плановом периоде также предполагается обновление подвижного состава данного вида транспорта.
Кроме того, с федеральной поддержкой закуплено и поставлено на маршруты Калининграда 44 автобуса.
С марта 2023 года на муниципальных маршрутах городского округа «Город Калининград» проводился ряд пилотных проектов, в которых тестировалось оборудование различных систем оплаты проезда. В этих пилотных проектах принимали участие ПАО «Сбербанк» (СберТройка), АО «Газпромбанк» (GorodPay), АО «Энерготрансбанк» (Технезис). Производилось оснащение транспортных средств терминальным оборудованием, затем полученные данные о транзакциях демонстрировались в отчетных формах и на дашбордах. По результатам пилотных проектов и изученного опыта комитетами администрации городского округа «Город Калининград» (КГРиЦ, КРДТИ) и МКУ «ЦОДИПП» сформированы главные требования для модернизации системы оплаты: 1) улучшить качество сервиса для пассажиров, 2) снизить расходы перевозчиков. По итогам работы выпущена документация для проведения аукциона, по результатам которого будет определен исполнитель для новой системы.
Калининград, известный своими уникальными географическими и историческими особенностями, требует особого подхода к транспортному планированию, чтобы обеспечить устойчивое развитие городской инфраструктуры. Сложная структура города, совмещающая элементы древней архитектуры с современными постройками, диктует необходимость балансировки между сохранением исторического облика и внедрением инновационных решений.
Подробно об основных подходах к формированию эффективной модели работы транспорта общего пользования крупных городских агломераций описано в недавно вышедшей монографии агентства транспортной информации авторов Якимова М.Р., Нестеровой А.С., Попова Ю.А. «Транспортное планирование: транспорт общего пользования».
В монографии дается всесторонняя оценка места и роли пассажирского транспорта общего пользования в функционировании транспортных систем. Первоочередное внимание уделяется транспорту общего пользования в городах, а именно наземному городскому пассажирскому транспорту общего пользования, делящему общее пространство территории общего пользования современных городов с пешеходами и другими видами транспорта. Представлена оценка существующего состояния функционирования транспорта общего пользования и основные ключевые подходы к оценке его эффективности и работы в городах. Большое внимание уделено различным технологиям, алгоритмам и современным подходам к формированию маршрутной сети городского пассажирского транспорта, расписания движения, выбора типа подвижного состава. Отдельные главы посвящены вопросам управления и организации работы пассажирского транспорта, которые разобраны на существующих примерах, в том числе примерах проведения современных реформ работы пассажирского транспорта в городах, а также отдельным аспектам реализации концессионных соглашений, в частности соглашений по развитию систем транспорта большой провозной способности.
Смотреть Рецензию Блудян Н.О. на монографию
Смотреть Рецензию Трофименко Ю.В. на монографию
Для получения электронной версии монографии или ее печатного экземпляра можно обращаться по электронной почте ati@rosacademtrans.ru к главному редактору Агентства транспортной информации, д.т.н. Якимову Михаилу Ростиславовичу. Для приобретения других книг издательства «Агентство РАДАР» можно обращаться по электронной почте road-auto@mail.ru в типографию ООО «Агентство дорожной информации РАДАР».
Читать далее: