Обзор выставки Музея Транспорта Москвы: «Вы ушли с маршрута, и это нормально»

В ноябре, с 8 по 28 число, на территории общественного городского пространства «Хлебозавод» по адресу Москва, Новодмитровская ул., 1 проходит выставка Музея Транспорта Москвы «Вы ушли с маршрута, и это нормально». В экспозиции представлены автомобили, автобусы и грузовики середины 20 века: легендарная «полуторка» ГАЗ-АА, советский дизельный самосвал тяжелого класса МАЗ-205, сверхпроходимый ГАЗ-67Б, самый распространенный в СССР 1960-х КАвЗ-651А, функциональный грузовик ГАЗ-93Б, полноприводный ГАЗ-63, экспериментальный РАФ-976 и другие легенды советского автотранспорта. Организаторы отмечают, что каждый экспонат сыграл значимую роль в истории Хлебозавода.

Директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко отметила:«Быть чутким к переменам, смотреть далеко вперёд, при этом оглядываясь в прошлое, переизобретать привычные вещи, непрерывно двигаться, искать, разведывать и корректировать собственный маршрут» — всё это естественные качества человека и человечества. Именно поэтому первоначальный смысл изобретений и начинаний нередко меняется на совершенно новый. Так заброшенная территория бывшего хлебозавода становится культурным общественным пространством, а гараж для грузовых машин превращается в Музей Транспорта Москвы. Эту трансформацию изменений мы покажем на новой выставке в истории транспортных средств.«Жизнь после жизни» – это один из постулатов и нашей новой выставки на территории Хлебозавода. Вот возьмем городской транспорт – после ухода на пенсию его судьба не всегда предрешена, ему могут найти и новое применение. Например, легковые таксомоторы в Советском Союзе в подавляющем большинстве производились на Горьковском автомобильном заводе. Это были прочные и выносливые «Победы», а затем «Волги» нескольких поколений. Работа в такси являлась настоящим испытанием для машин, они эксплуатировались фактически круглосуточно и исчерпывали свой ресурс за пару лет. После таксомоторы отправляли на капитальный ремонт и их жизнь продлевалась еще года на два. А уже после этой «второй жизни» машины отправлялись либо на свалку, либо переводились в службу доставки. Чего отчаянно не хватало в типаже грузовых машин СССР, так это легких грузовиков для перевозки небольших и не слишком тяжелых партий грузов: изделий легкой промышленности, почтовых отправлений, периодики и прочего в этом же стиле. Страна жила большими достижениями и большими грузовиками, а в этой среде требовались машинки скромные, но весьма нужные для городской жизни. В послевоенные годы легкие фургоны и пикапы не входили в номенклатуру Горьковского автозавода, но это не мешало небольшим авторемонтным предприятиям делать грузовые версии «Побед» и «Волг». Небольшие фургоны выпускались на базе «Москвичей», а еще малотоннажные машины входили в номенклатуру заводов УАЗ и ЕрАЗ. Однако собирали такие модели в небольших объемах, и не все выпущенные машины попадали в автотранспортные предприятия. Например, грузовые «Москвичи» в больших количествах уходили на экспорт. Определенным выходом в ситуации с дефицитом машин для службы доставки стала переделка на авторемонтных заводах «Побед» и «Волг» в пикапы и фургоны. Таким образом, продлевали жизнь машин, а города получали дополнительный ресурс для перевозки мелких партий грузов.Что касается троллейбусов, их средний срок службы составлял примерно 15 лет, после чего отдельные экземпляры не отправлялись на переплавку, а переделывались под разнообразные хозяйственные нужды. Большой и вместительный кузов отслужившего свое троллейбуса можно использовать в самых разнообразных целях. Например, как вагончик-бытовку для строителей, или передвижной диспетчерский пункт на конечной остановке городского транспорта. Очень любили приобретать списанные троллейбусы дачники и жители села, используя транспорт как летний домик. А еще старые троллейбусы нередко переделывали в тиры или передвижные залы игровых автоматов».

Антон Гурков, экскурсовод музея транспорта Москвы отметил всю уникальность выставки: «Эти машины вышли тиражом в районе 600 тысяч экземпляров, из которых к сожалению, на сегодняшний день сохранилось несколько штук. Большая часть из них – это памятники. На ходу всего два автомобиля, как считается. Это один из них».

Рядом с транспортными экспонатами посетители могут познакомиться с работой современного уличного художника Матвея Шапиро, которую он сделал специально для этой выставки. Арт-объект «Снегоед» представляет из себя деревянную машину-кабину. Художник считает, что прототип имеет ходовые свойства и может передвигаться по Москве, в лучших традициях зимних видов спорта и развлечений. Для создания уникального дизайна транспортного средства он использовал бытовые предметы, которые обрели новое предназначение и транспортную идентичность, а именно: найденные доски, лыжи, фанера, фрагменты клюшки, ящиков, оконная рама,  фрагмент от найденных штанов сварщика, акрил, кофе, стопорный башмак.

Отметим, что в рамках выставки Музей также проводит серию бесплатных экскурсий, лекций и детских мастер-классов — вход свободный. Так, на 11 ноября запланирована лекция «Первые Форды, собранные в Москве» —  слушателям расскажут о технологиях сборки и характеристиках первого советского автомобиля.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика