Развитие рынка газомоторного топлива в Татарстане

Во вторник, 19 апреля 2022 года, в рамках Татарстанского международного форума по энергетике и энергоресурсоэффективности прошел круглый стол «О развитии рынка газомоторного топлива в Татарстане». В республике активно реализуют программу развития рынка газомоторного топлива, однако ввиду жестких западных санкций в отношении Российской Федерации, власти выражают тревогу по поводу ее исполнения в текущем году. В регионе наблюдают резкое сокращение желающих переводить транспорт на метан из-за увеличения стоимости переоборудования автомобилей. Напомним, что в текущем году в республике должны прибавиться 2 тыс. новых потребителей и 10 газозаправок.

Заместитель министра промышленности и торговли региона Тимур Саматов в ходе круглого стола сообщил: «В текущем году в республике будут введены 10 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, а в результате их число увеличится до 47. Кроме того, к концу августа – началу сентября ООО «Востэк» и ООО «Газпром СПГ технологии» планируют открыть в Татарстане заводы по производству сжиженного природного газа мощностью 1,5 тыс. тонн каждый. Также в 2022 году в регионе откроют не менее шести криоАЗС. В планах властей за год увеличить число потребителей метана на 2 тыс. единиц — за счет переоборудования старых и приобретения новых транспортных средств на газе».

Стоит отметить, что другие участники круглого стола не были солидарны с тем, что вышесказанные планы будут реализованы. Помощник премьер-министра Татарстана по вопросам нефтегазохимического комплекса Эльдар Адеев, уточнил, что в связи с последними событиями средняя стоимость переоборудования транспортных средств на метан достигла 100–110 тыс. руб.

«Как бы мы ни говорили про импортозамещение, у нас все идет из Италии. Газовые баллоны производятся в России, некоторое оборудование можно найти в Узбекистане, Китае и Армении, но есть проблемы со шлангами и патрубками, хотя их вполне может выпускать казанский завод «КВАРТ», а потребители об этом не осведомлены. Конкуренцию метану в качестве моторного топлива стал составлять пропан — его цена снизилась до 16-17 руб. за литр, а переоборудование на пропан сейчас стоит 50 тыс. руб. — вдвое дешевле».

Инвестиционный директор АО «Роснано» Максим Иванов выступил с мнением, что газомоторное топливо внедряется не так активно, как изначально планировалось.

«Это связано с недостаточным количеством серийного выпуска транспортных средств, неактивной господдержкой, проблемами с законодательно-нормативной базой, а также с отсутствием стимулирования спроса и недостаточным темпом строительства криоАЗС, — подчеркнул спикер. — Существует также дефицит сервисных центров, занимающихся переоборудованием автомобилей на сжиженный природный газ».

Также в рамках дискуссии выступил генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. Он отметил, что потенциал использования газа сдерживается недостаточным развитием заправочной сети.

«У СПГ самая низкая стоимость единицы энергии среди всех возможных источников. Это обусловлено минимальными затратами на его добычу, транспортировку и переработку. КАМАЗ активно развивает это направление, в НИОКР ежегодно вкладывается от 200 млн до 500 млн рублей. Но реализация потенциала сдерживается из-за недостаточно развитой заправочной сети. Я могу сказать, что на трассах М10 и М11 очереди на заправку до 6 часов — такая сегодня ситуация по СПГ. Наиболее быстрым решением проблемы является создание многотопливных заправок на существующих АЗС. Вместе с тем реализация затрудняется отсутствием нормативной базы. А требования МЧС к спецтехусловиям, которые разрабатываются сейчас на такие объекты, являются просто неподъемными», — заключил спикер.

Напомним, что в августе 2021 года, по словам главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, уровень локализации оборудования в области малотоннажного СПГ превышал 60%. По словам экспертов, больше всего проблем связано с производством в России теплообменников и особого компрессорного оборудования для крупнотоннажных проектов. Это производство является наукоемким процессом, и крупные компании готовы переплачивать за западные продукты, потому что качество российских их не устраивает или же их попросту нет.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика