По итогам контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора в 2019 году, почти 4 млрд. рублей поступило в бюджет Российской Федерации по постановлениям о привлечении к административной ответственности, что на 18% больше, чем годом ранее. За 2019 год в ходе проверок было выявлено 74 тысячи нарушений действующего законодательства, а общее количество нарушений в ходе проверок составило 26 653 – это на 23 процента ниже в сравнении с предыдущим годом. Именно в 2019 году было принято решение о переходе государственной федеральной системы контрольно-надзорной деятельности на механизм непрерывного мониторинга за безопасностью на транспорте с использованием риск ориентированных моделей. В ведомстве уверены, что новая система «Непрерывный мониторинг» позволит снизить нагрузку на бизнес, при этом поможет лучше выявлять нарушения, которые приводят к сбою нормальной работы транспортной системы, возникновению аварийных ситуаций, инцидентам, дорожно-транспортным происшествиям и человеческим жертвам. Сейчас система тестируется в секторе водного транспорта, но распространить ее планируется и на другие виды транспорта. «Пилотный проект будет проходить до конца 2020 года, после чего служба подведет итоги проделанной работы», — отмечают в Ространснадзоре.
Андрей Забурденко начальник Управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора рассказал, в чем преимущества новой системы и как проходят самопроверки: «Перед тем, как рассказать о реализуемом Ространснадзором проекте хотелось бы немного рассказать о причинах и обстоятельствах, в которых проект был разработан. В 2016 году Советом при Президенте было принято решение о проведении реформы контрольной надзорной деятельности. В число 16 органов, в реформу включился и Ространснадзор. Реформировать контрольно-надзорную деятельность необходимо было по 7 основным направлениям, в числе которых были приоритетные проекты по актуализации и систематизации обязательных требований в сфере безопасности на транспорте, цифровизация и автоматизация процессов контроля и надзора и снижение административной нагрузки на бизнес. Эти два взаимосвязанных направления из семи приоритетных и послужили толчком для разработки и внедрения проекта в виде эксперимента. Проект был представлен Минтрансу и 28 февраля 2019 г. на заседании Коллегии Минтранса России Ространснадзору было предложено провести эксперимент по созданию системы «непрерывного мониторинга» состояния безопасности в предприятиях транспортного комплекса».
— Какие цели проекта «Непрерывный мониторинг»?
Андрей Забурденко выделил три основные цели проекта:
- повышение безопасности на объектах транспорта;
- организация системы, позволяющей Ространснадзору дистанционно, без взаимодействия с предприятиями водного транспорта (предприятия субъекта надзора) осуществлять непрерывный мониторинг исполнения обязательных требований, что позволяет снизить административную нагрузку на организации транспортного комплекса;
- переход на новый вид надзора – «непрерывный мониторинг» с отказом от проведения плановых проверок в отношении транспортных компаний.
Данный проект позволяет Ространснадзору снизить финансовые и материальные затраты, связанные с проведением выездных плановых проверок и установить взаимодействие в электронном формате, сократив время уведомления организации о принимаемых в ее отношении решениях. Андрей Забурденко отметил, что главное — предупредить наступление негативных последствий в связи с неисполнением обязательных требований следствием которых могут стать аварийные ситуации на водном транспорте. «Непрерывный мониторинг представляет собой Систему взаимосвязанных предупредительных профилактических и контрольных мер, направленная на исключение в деятельности организации транспортного комплекса нарушений обязательных требований, которые могут привести к аварии на транспорте, при этом, позволяющую делать это дистанционно, без взаимодействия с транспортной компанией», — пояснил Андрей.
— Проект пока не заменил плановые проверки?
Андрей Забурденко: «Пилотный проект проводится параллельно и независимо от проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предусмотренных действующим законодательством. Участие в пилотном проекте по непрерывному мониторингу носит добровольный характер, таким образом принять участие в проекте может любой субъект надзора, осуществляющий деятельность на морском и внутреннем водном транспорте».
— Как работает программа?
Андрей Забурденко: «Программа «Непрерывный мониторинг» содержит в себе 2 модуля: сервис тестовой самооценки и сервис самооценки с последующим декларированием. Тестовая самооценка осуществляется посредством заполнения в электронном виде опросных листов, содержащих информацию об исполнении обязательных требований. Перечень обязательных требований для каждого субъекта надзора формируется в Единой информационной автоматизированной системе Ространснадзора автоматически, с учетом осуществляемых субъектом надзора видов деятельности. Тестовая самооценка, носящая обезличенный характер, служит для подготовки к самооценке в личном кабинете субъектам надзора с последующим декларированием исполнения обязательных требований. Количество проведения субъектом надзора тестовых самооценок неограниченно. Если компания знает и исполняет своевременно требования российского законодательства в области транспорта, заполнение опросного листа в удобном интерактивном формате и декларирование соответствия своей деятельности обязательным требованиям занимает от 20 до 40 минут. И этот вид опосредованного контроля приходит на смену двадцатидневной плановой проверке с непосредственным участием комиссии, предъявлением объектов контроля, документов и материалов, подтверждающих исполнение того или иного требования законодательства».
— Какие результаты пилотный проект показал на сегодняшний день?
Андрей Забурденко: «По итогам проведения пилотного проекта на сегодняшний день территориальными управлениями Госморречнадзора было проведено 344 мероприятий — совещаний и семинаров, на которых доводилась информация о необходимости участи в пилотном проекте. В ходе проведения проекта заключили соглашение на информационное взаимодействие 331 компаний, из них 53 компании направили 73 декларации соответствия. К учету принято 67 деклараций. В настоящее время Ространснадзор ведет тесное сотрудничество с поднадзорными субъектами. Ведется работа по улучшению и модернизации системы».
Несмотря на очевидные преимущества участия в проекте, во многих регионах Российской Федерации отмечается недостаточная активность судоходных компаний и организаций по участию в проекте. Складывается впечатление, что руководители компаний заняли выжидательную позицию или просто боятся участвовать в проекте, видя для себя в этом непонятные риски. Проект «Непрерывный мониторинг» изначально создан для снятия дополнительной нагрузки с бизнеса в виде проведения плановых проверок контролирующими органами, а страх, что результат самотестирования каким-то образом может отразиться на компании — не обоснован.