Научный центр безопасности дорожного движения при Министерстве внутренних дел Российской Федерации провел очередной информационно-аналитический обзор дорожно-транспортной аварийности в РФ за шесть месяцев 2023 года. В своём отчете ведомство привело статистику по аварийности, которая связана, с популярными на сегодняшний день, средствами индивидуальной мобильности, такими как электрические самокаты и велосипеды.
ВЕЛОСИПЕДИСТЫ
За первое полугодие 2023 года зарегистрировано 2 151 (+8,6%) ДТП с пострадавшими велосипедистами, в которых погибли 89 (-29,4%) и получили ранение 2 072 (+11%) велосипедиста. Доля таких происшествий среди всех ДТП составила 3,8%, что выше, чем в первом полугодии 2022 года (3,7%). Тяжесть последствий данных ДТП составила 4,1.
Рост всех основных показателей аварийности с пострадавшими велосипедистами произошел в Кабардино-Балкарской Республике, Республике Татарстан (Татарстан), Удмуртской Республике, Белгородской, Липецкой, Нижегородской, Псковской, Тюменской, Ульяновской и Челябинской областях. Наибольшее число погибших велосипедистов зарегистрировано в Республике Крым (5), Удмуртской Республике (4),Краснодарском крае (14), Московской (4), Нижегородской (6) и Ярославской (4) областях.
Аварийность с участием велосипедистов носит сезонный характер. Наибольшие значения основных показателей аварийности с пострадавшими велосипедистами характерны для теплого периода года, в связи с чем рост аварийности начинается в апреле.
СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
С 1 марта 2023 года вступили в силу изменения в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения», которые помимо легального определения СИМ, упорядочили использование СИМ лицами различных возрастных групп, а также определили разрешенные элементы улично-дорожной сети (велоинфраструктура/тротуары/обочина/проезжая часть) и порядок передвижения по ним с учетом массы и максимальной скорости таких устройств.
За 6 месяцев 2023 года зарегистрировано 1 043 (+181,9%) ДТП с участием СИМ, в результате которых погибли 12 (+100 %) человек, в том числе 1 несовершеннолетний в возрасте до 16 лет. Ранения
получили 1 082 (+183,2%) человека, в числе которых 432 ребенка в возрасте до 16 лет.
Наибольшее количество ДТП зарегистрировано в Пермском крае (68), Омской (63), Свердловской (34), Тюменской (66) и Челябинской (48) областях, г. Москве (238) и г. Санкт-Петербурге (64). Смертельные случаи в таких происшествиях имели место в Республике Башкортостан (1), Удмуртской Республике (1), Приморском крае (1), Новгородской (1), Самарской (1), Саратовской (1), Свердловской (1), Смоленской (1) областях, г. Москве (1), г. Санкт-Петербурге (2) и г. Севастополе (1).
Аварийность с участием СИМ носит сезонный характер. Наибольшие значения основных показателей аварийности характерны для теплого периода года. Рост аварийности начинается в апреле,
ввиду того что с этого периода начинается активное использование СИМ.
В большинстве (69,4%, или 724) ДТП участвующие СИМ имели электродвигатель мощностью от 0,25 до 4 кВт, в данных происшествиях погибли 10 (83,3 %) и ранены 754 (69,7%) человека. С участием
СИМ, имеющих электродвигатель мощностью до 0,25 кВт, произошло каждое третье (30,5%, или 318) ДТП, на которые приходится одна шестая (16,7%, или 2) погибших и третья часть (30,2%, или 327) раненых. В одном ДТП участвовало СИМ мощностью более 4 кВт (6 кВт), в котором 1 человек получил ранение.
В местах пересечения проезжих частей (выезды с прилегающих территорий и перекрестки) зарегистрировано 28% ДТП с участием СИМ. На пешеходных переходах произошел 21% таких ДТП. На тротуарах, пешеходных дорожках и пешеходных зонах зафиксирован 21 % происшествий.
В 525 (49,6%) ДТП участвующие СИМ принадлежали физическим лицам, в 480 (45,3%) происшествиях СИМ принадлежали хозяйствующим субъектам, которые в подавляющем большинстве
случаев являлись сервисами краткосрочной аренды СИМ.
В 54 (5,1%) ДТП форма собственности СИМ не установлена в связи с тем, что лица, передвигавшиеся на данных средствах передвижения, скрылись с места происшествия. При этом в большинстве указанных ДТП был зафиксирован факт наезда СИМ на пешехода.
Андрей Вячеславович Мухортиков, член Общественного совета при Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области сделал заключение по приведенной статистике:
Резкий рост числа ДТП с участием средств индивидуальной мобильности вызван еще более резким ростом числа поездок на них по всей стране. Культура их использования только формируется, да и изменения в ПДД, регламентирующие их использование, вступили в силу лишь полгода назад. По мере насыщения рынка, самообучения пользователей и освоения новых правил нужно ожидать стабилизации показателей, на это может потребоваться еще 1-2 года.
Читать далее:
“Операция СИМ”: в Санкт-Петербурге обсудили основные проблемы в сфере кикшеринга