На днях Министерство энергетики РФ предложило отложить на год сроки вступления в силу требований об использовании автомобильных газовых баллонов российского производства. Соответствующий проект постановления, разработанный ведомством, размещен на портале проектов нормативных правовых актов. Как отмечается в пояснительной записке к документу, для стимулирования развития производства отечественных газовых баллонов предусмотрены требования об использовании газовых баллонов первого и второго типа, произведенных на территории РФ, с 2023 и 2024 года соответственно.
Стоит отметить, что сейчас не все виды газовых баллонов первого типа выпускаются российскими производителями. Более того, в течение 2022 года ассортимент баллонов, выпускаемых российскими производителями, сократился за счет истечения сроков действия существующих сертификатов и отказа производящих баллоны трубных заводов от их продления. Это связано с длительной и затратной процедурой прохождения сертификации баллонов, а также необходимости их двойной сертификации. К слову серийное производство газовых баллонов второго типа в России не налажено.
Наталья Ким, первый заместитель генерального директора ООО «Автомобильная компания — Мостранс» отметила существенный эффект от перевода транспорта на газомоторное топливо, вместе с тем рассказала о факторах, тормозящих массовый переход на такой вид топлива.
«Экономический эффект от использования техники на СПГ действительно ощутим — экономия составляет от 30 до 40 %. Конкретные цифры зависят от ряда факторов, но основной один — наличие разветвленной сети заправок. Можно долго рассуждать об эксплуатации дизельных и газовых тягачей, искать сходства и отличия. Но в любом случае экономический эффект достижим, если вы используете технику ежедневно в полном объеме. Причем на длительных регулярных магистральных перевозках этот эффект еще более значим. А вот при отсутствии заправок рядом эффект будет ничтожным, прибыль теряется на холостых пробегах и времени на заправку. Мы вышли из положения, купив три криозаправочных модуля и расставив их по ключевым для нас локациям перевозок. Помимо проблемы с заправками отмечу еще ряд отрицательных нюансов. Во-первых, мы констатировали абсолютную неготовность сервиса оказывать нам помощь. Причем даже аккредитованные производители газомоторной техники на деле не имели опыта и учились вместе с нами. Во-вторых, нужно отметить определенный скепсис у кредиторов и лизингодателей по поводу ликвидности техники, а также отсутствие каких-либо специальных программ на покупку техники на СПГ. В результате мы имеем высокие первоначальные вложения в покупку. Еще мы встретили неприятие водителей к технике на СПГ. У них проявлялись стереотипы в виде боязни газа в любом проявлении. Первоначально был даже отток персонала. Впоследствии все вернулись обратно. По нашему глубокому убеждению основное условие популяризации газомоторной техники — это динамичное развитие сети заправок. Мы, перевозчики, не должны выстраивать плечо особым образом, задумываться, использовать технику или нет. Еще в качестве стимуляции спроса нужны два момента: создание и реализация программ кредитования плюс снижение налоговой нагрузки, хотя бы на период первоначальной окупаемости. И как вариант для нас, это тоже важно, — скидки и преференции на проезд по федеральным трассам», — сказала Наталья Ким.
Отметим, что ПАО «КАМАЗ» по итогам 2022 года выпустила более 1,7 тысячи единиц газомоторной техники — 906 газомоторных автомобилей и почти 800 автобусов на метане, об этом сообщила пресс-служба предприятия. В компании указали, что новые обстоятельства, связанные с западными санкциями, не оказали существенного влияния на производство газомоторной техники, но потребовали перепроектирования серийного модельного ряда ГМТ под доступную компонентную базу. Задачу удалось решить в кратчайшие сроки.
Читайте далее: