К 2030 году Россия планирует пропускать через свои транспортные транзитные коридоры до 400 млн тонн грузов в год, около 2,5% от прогнозируемых объемов мировой торговли. Доходы от транзита могут достичь 100 млрд долларов в год. Россия может предложить как водные трассы — Северный морской путь (СМП), так и сухопутные — БАМ и Транссиб с Востока на Запад и транспортный коридор «Север — Юг». Сейчас по объемам транзитной перевозки лидируют БАМ и Транссиб. По этому маршруту между Азией в Европой ежегодно проходит 120 млн тонн грузов. К 2024 году поток планируется нарастить до 180 млн тонн.
Геннадий Бессонов — генеральный Секретарь международного координационного совета по трансъевразийским перевозкам рассказал про вызовы и реалии транзитных перевозок:
«За последние годы развитие международных транспортных коридоров значительно повлияло на коммуникативную составляющую всего мирового транспортного сообщества. За последние 10-15 лет сотрудничество транспортной системы невозможно в рамках одной или двух стран, ведь международные транспортные коридоры — это мультимодальная цепочка, проходящая через ряд стран. Мы видим, что членам координационного совета и всего транспортного сообщества удалось создать условия, при которых транспортные потоки с каждым годом увеличиваются. 10 лет назад транзит грузоперевозок в направлении Восток — Запад составлял всего не более 60 тысяч тонн. Думаю, что есть перспектива — объемы будут наращиваться и дальше. Китайский рынок, несмотря на сложности, вызванные COVID-19, может предложить 100-кратное увеличение объемов грузов. Цифра в миллион контейнеров в транзите уже не выглядит такой фантастичной, как 5 лет назад, а является рабочим прогнозом. Нужно отметить, что пандемия вызвала огромный всплеск электронной торговли. Сегодня мы наблюдаем сокращение физических магазинов, товар все чаще получают по почте и курьерскими службами. Мы видим колоссальную перспективу в направлении почтовых отправлений. По разным подсчетам, объемы будут продолжать расти и к 2035 году вырастут на 39-40% от общего объема грузоперевозок. Эти цифры могут меняться, скорее всего — в положительную сторону».
Андрей Карпов — директор аналитического агентства «Дорн» рассказал о перспективах развития Северного морского пути как одной из крупнейших транзитных артерий в России:
«В марте 2018 года в послании Федеральному собранию президент поставил задачу — увеличить грузоперевозки по Севморпути до 80 млн тонн до 2025 года и сделать Севморпуть глобальной транзитной артерией. Все остальные документы стратегического планирования и прогнозы являются производными от этой поставленной задачи. При этом, нельзя не отметить, что до 2018 года прогнозировалось, что общий объем грузоперевозок по Севморпути должен был достигнуть 70 млн тонн к 2030 году. Рекорды по транзитным перевозкам достигались в 2012-2013 и в 2020 годах, но пока еще никогда объем транзитных перевозок не превышал 1 млн 300 тысяч тонн в год. Для сравнения, рекордом транзитных перевозок в советское время было 2 млн тонн в год. Исходя из статистики можно сделать вывод, что увеличения грузоперевозок по Севморпути в ближайшее время будет происходить за счет увеличения транспортации углеродов и угля, добываемых в российской арктической зоне. Я уверен, что Севморпуть сыграет большую системообразующую роль в восстановлении российской арктической зоны. Обозначенные президентом объемы грузоперевозок так или иначе будут достигнуты близко к обозначенным срокам. Однако, я сомневаюсь в возможности значительных объемов транзитных перевозок по Севморпути, во всяком случае в ближнесрочной и среднесрочной перспективе. Большую часть года навигация по Севморпути требует ледокольного сопровождения пути и соответствующего транспортного флота. В контексте транзита по Севморпути наиболее популярная тема — контейнерный транзит, однако в мире просто отсутствует достаточное количество судов-контейнеровозов с ледовым классом».
Отметим, что о необходимости субсидирования транзитных перевозок морских контейнеров, негабаритных и иных грузов по железнодорожному пути ранее не раз говорил Президент РФ Владимир Путин. Идея была поддержана и Правительством, и бизнесом, но механизм такой поддержки пока находится в стадии разработки. Специалисты отмечают, что снижение стоимости ЖД-перевозки морского контейнера 20 футов на 25-30% за счет государственных средств сделает Транссиб удобным и выгодным не только для Китая, но и для Кореи и Японии. Ведь выгода во времени в сравнении с морским маршрутом через Суэцкий канал составляет 20-25 дней. Причем субсидии такого размера нужны даже не на постоянной, а на временной основе — чтобы пользователи оценили удобство и преимущество Транссиба.
Читайте далее: