Грамотная реализация транспортной реформы или «красота требует жертв»?

Основная задача транспортной реформы общественного транспорта, кто за ней стоит и в каких регионах удалось приблизиться к успеху рассказал специалист по антикризисному управлению в сфере транспорта Олег Арефьев. В качестве примера эксперт рассмотрел опыт Краснодара и Перми и отметил важность людей, которые стоят за реализацией реформ.

Арефьев Олег Викторович
Аналитик, специалист по антикризисному управлению в сфере транспорта
Официально транспортная реформа в стране идет с 2015 года. изначально там не предусматривалось какого либо серьезного финансирования. Регионы должны были заниматься своей нормативной базой, порядок формирования которой определялся новой реальностью после принятия 220-ФЗ. При отсутствии реального федерального финансирования под реформу, регионы начали пытаться сформировать документы планирования, но получалось у них плохо. Затем и вовсе это было заброшено и забыто. Ситуация вновь оживилась, когда на федеральном уровне было принято решение финансировать транспортную реформу. Но появилась старая проблема.

В 2015 году никто не сформулировал цель реформы. Таким образом в большинстве регионов вся реформа сводилась исключительно к обновлению транспорта и попыток  переформатировать маршрутные сети, что делалось непродуманно. Результатом было серьезное возмущение среди населения. Каждый регион уникален в своих проблемах, промахах, либо достижениях при их наличии. Сравнить сегодня любые транспортные системы очень сложно, особенно при отсутствии единых критериев оценки качества транспортной системы. Рассмотрим город Краснодар и город Пермь. В Краснодаре транспортной реформы, в её сегодняшнем понимании, не было.  В этом городе электротранспорт работает на нерегулируемых тарифах, автобусы в основном  среднего класса, несколько маршрутов работают по брутто-контрактам, а все остальные по старой схеме. Принимаются к оплате карты, но при этом  отсутствует какое-либо билетное меню. Во Перми все намного основательнее. Это новые низкопольные автобусы большого класса, которые довольно стабильно ходят по графику.  Они оформлены в едином стиле и имеют довольно богатое тарифное меню состоящее, в том числе из разных вариантов безлимитных и лимитированных проездных, работая на  брутто-контрактах. Если оценивать эти системы исключительно интуитивно, то конечно я бы не сказал что краснодарская транспортная система на несколько порядков хуже, чем система в Перми. По совокупности признаков она выглядит скромнее. Краснодарская система для бюджета практичней, если не считать нескольких коротких по сроку контрактных маршрутов и затрат на обновление транспорта. В Краснодаре электротранспорт платит довольно серьезные налоги, а вот в Перми «красота требует жертв» и транспорт обходится бюджету очень дорого. Там сейчас основной упор на автобусы и по части парка уже подходит время обновления, которое однозначно станет серьезным испытанием для всей системы. Правда у Перми есть один серьезный плюс, если грамотно использовать возможности заключения дополнительных контрактов на транспортную работу и перераспределения этих объемов работы, то система намного более мобильна и имеет куда более серьезный запас мощности на случаи резких изменений структуры и объема пассажиропотоков. Краснодарская система ограничена сегодня  существующей трамвайной маршрутной сетью. Конечно там есть планы строительства жизненно важной новой ветки по концессии, но там есть ряд серьезных «но», да и проект пока в самом начале своего пути.

Основным гарантом качества транспортной системы сегодня являются не шаблоны про форму тарифа или контракта и не количество новых автобусов. Залогом успеха сегодня являются люди, которые смогли сохранить и грамотно эксплуатируют транспортную систему в Краснодаре.  Или люди, которые смогли совершить действие больше всего похожее на транспортную реформу. Большая часть остальных городов, в которых объявили о транспортных реформах, её можно охарактеризовать тем, что они не оценив ситуацию, начали обновлять парк, часто не понимая что с ним делать. В итоге получили массу негатива от населения в результате попыток изменить свои маршрутные сети.

Читать далее:
Транспортная реформа в городе Сургуте: в ситуацию вмешалась губернатор

Развитие транспортной инфраструктуры: Краснодарский край

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика