Перспективы совершенствования законодательства в области транспортной безопасности

В рамках XVI Международного форума и выставки «Транспорт России» прошла отраслевая конференция «Транспортная безопасность: от замысла к практической реализации и долгосрочной стратегии развития», приуроченная к 15-летию принятия Федерального закона «О транспортной безопасности». Приглашенные эксперты из государственных структур и сферы бизнеса обсудили историю становления и перспективы совершенствования законодательства в области транспортной безопасности, а также достигнутые результаты субъектов транспортной инфраструктуры по реализации его требований.

В конференции приняли участие директор Департамента транспортной безопасности Минтранса России Анатолий Демьянов, заместитель начальника Управления Президента России Александр Юрчик, депутат Госдумы Виталий Ефимов, советник руководителя Ространснадзора Владимир Черток.

Виталий Ефимов в своем выступлении отметил, что за последние 15 лет в России была организована плотная работа, связанная с транспортной безопасностью, однако сегодня необходимо подумать над ошибками и актуализировать законодательство.

«Минтранс России совместно с коллегами провел колоссальную работу по созданию отрасли транспортной безопасности, сумев обеспечить кадровый потенциал и организовав технику, технологии и системы управления в единое целое. Необходимо констатировать, что за последние годы черным пятном стал, пожалуй, только Крымский мост, и мы говоря о достижениях сегодня, должны обратить внимание на вещи, которые надо доделать. Во-первых, надо посмотреть избыточные нормы, которые сегодня действуют. Например, при желтом уровне безопасности необходимо проверить 30% всех пассажиров на транспорте. Чтобы выполнить это требование в столице необходимо еще дополнительно 20 000 специалистов, их нужно готовить. Во-вторых, необходимо создать механизм введения требований на основе математической модели для обоснования рисков при сопоставлении уровня возможной опасности и финансово-кадровых возможностей. Риски сейчас обосновывает эксперт. Третье, необходим научно-исследовательский центр, который будет анализировать эффективность законодательных норм и правил, а также динамику возможных вызовов, и формировать предложения. И последнее, после теракта на Крымском мосту нам необходимо еще раз все проанализировать и взвесить. Я считаю, что если бы у нас действовали описанные мной ранее механизмы, может быть инцидента бы не произошло», — отметил Виталий Ефимов.

Александр Юрчик напомнил, что Федеральный закон «О транспортной безопасности» заложил основы системного единообразного подхода в отрасли. «Это была действительно сложная новаторская работа по выстраиванию единых системных подходов и отношений между различными субъектами процесса», – сказал он. Было выстроено взаимодействие между гражданскими и силовыми ведомствами и бизнесом. Подтверждением эффективности и работоспособности системы стали, по его словам, результаты проверки Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в 2019 году на соответствие Российской Федерации международным нормам в отношении актов незаконного вмешательства в деятельность объектов авиационного транспорта. Система показала высочайшую эффективность. Российская Федерация заняла первое место в мировом рейтинге систем авиационной безопасности, заметил Александр Юрчик.

В своем докладе представитель Администрации Президента подчеркнул важность определения счетного уровня допустимых рисков с учетом экономических возможностей. По результатам таких расчетов следует применять дифференцированный подход к субъектам транспортной безопасности. Согласно статье 6 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. «Все требования должны быть подтверждены официальной статистикой. Конечная цель – это развитие экономики и транспортного комплекса, что особенно важно в условиях лимита финансовых средств», – резюмировал Александр Юрчик.

Спикеры пришли к единому мнению, что XXII Зимние Олимпийские игры в Сочи, Чемпионат мира по футболу 2018 года, XXIX Всемирная зимняя Универсиада в Красноярске и другие мероприятия международного и всероссийского масштаба показали, что выстроенной системе транспортной безопасности удается эффективно обеспечивать уровень безопасности проведения мероприятий. Какие меры должны быть эффективными и достаточными, но при этом не содержать избыточных норм – все это сбалансированный комплекс мер, который в настоящее время в значительной степени реализован. Участники отраслевой конференции определили, что риск-ориентированный подход, оптимизация и дифференциация требований для субъектов транспортной инфраструктуры и перераспределение полномочий с учетом регионов Российской Федерации – это перспективный и правильный путь транспортного развития.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика