Инфраструктура, необходимая для транспортных средств на газомоторном топливе требует большого развития. В 2020 году Председатель правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление о правилах субсидирования строительства газовых заправок на федеральных трассах. «Субсидии будут предоставляться для реализации комплексных проектов, предполагающих ввод газозаправочной инфраструктуры по всей протяженности автомобильной дороги», — отмечается в пояснительной записке к документу. Несмотря на поддержку государства в развитии инфраструктуры для газомоторного транспорта, многие предприятия не решаются приобретать такую технику, учитывая относительно не стремительное развитие этой самой инфраструктуры.
Евгений Пронин, директор по газомоторной технике ОАО «КАМАЗ», рассказал какие сдерживающие факторы мешают развитию и, что необходимо сделать, чтобы сдвинуть ситуацию с «мертвой» точки:
«По нашему мнению, как автопроизводителей, газомоторная тема подтвердила свою состоятельность на практике. Газомоторное топливо — не топливо будущего, как многие говорят, а современное топливо, которое нужно использовать уже сегодня. Для развития рынка газомоторной техники было сделано многое: организовано управление развитием рынка со стороны Правительства, включающее государственные меры стимулирования; технические параметры газомоторных двигателей достигли уровня дизельных параметров; подтверждена в реальной эксплуатации высокая экономическая эффективность газомоторной техники; налажено серийное производство газомоторной техники; формируется сеть заправок природным газом.
Конечно, техника получается дороже, но это конструктивно обусловлено. Если дизельное топливо хранится в обычном примитивном сосуде, то хранение на борту СПГ и КПГ требует сложных технологических систем. Разница в цене газомоторной и дизельной автотехники КАМАЗ составляет 08, — 1,5% млн рублей, но переплата с лихвой окупается, так как стоимость владения газомоторной техникой ориентировочно на 20% ниже дизельной. Вместе с тем, этап перехода газомоторного рынка в зрелую фазу еще не наступил и сохраняются некоторые сдерживающие факторы: недостаточно развитая заправочная сеть, предубеждения и устаревшие стереотипы потребителей, более высокая цена техники и отсутствие вторичного рынка газомоторной техники. Работая с потребителем, мы поняли, что вопросы необходимо решать комплексно, для потребителя должны создаваться такие условия, когда он не боится приобретать газомоторную технику: привлекательные условия приобретения, сервис buy-back, хорошие условия лизинга, гарантия выбора и стабильной стоимости газа. Начинать необходимо с заправочной инфраструктуры. К сожалению, мы вынуждены в ней разобраться и в нее входить, несмотря на то, что мы производители техники. Сейчас стимулирование развития заправочной сети КПГ не ориентировано на трассы, поэтому АГИКС строятся в основном в населенных пунктах, в результате значительная часть имеет недостаточную нагрузку. Все потому что развитие инфраструктуры было ориентировано по региональному принципу, так называемых, пилотных регионах. Получилось обилие недогруженной инфраструктуры.
Сеть КриоАЗС также располагается далеко от мест использования. Сейчас можно эксплуатировать трассу М-10 и М-11, участок от Екатеринбурга до Набережных Челнов. По нашему мнению, развитие сети СПГ сдерживается ограниченным количеством объектов по малотоннажному и среднетоннажному производству СПГ и большим расстоянием от низ до основных магистралей. Еще один существенный фактор — Постановление №1308 на возмещение части затрат на реализацию инвестиционных проектов по строительству объектов заправочной инфраструктуры СПГ. Это Постановление несостоятельно и убивает всю историю про субсидирование. По данному Постановлению, один инвестор должен в установленных локациях построить заправки на всей трассе в два этапа: сначала временные, а затем стационарные, при этом субсидии выделяются только на стационарные заправки. Уровень локализации оборудования должен соответствовать Постановлению №719. Постановление требует, чтобы КриоАЗС вдоль федеральных автомобильных трасс должны имели подъезды, съезды и примыкания к трассе. Также, по Постановлению, на каждой трассе можно взять только один лот целиком — 9 КриоАЗС на М-4, 15 на М-5. Мало кто сможет потянуть такое строительство, тем более в два этапа.
Мы предлагаем срочно модернизировать Постановление №1308. Под субсидирование определять не трассу целиком, а локации на ней, сохраняя принципи полного покрытия заправками всей протяженности. Это позволит привлечь сразу несколько инвесторов и обеспечить необходимую динамику развития сети КриоАЗС. Требование по соответствию оборудования КриоАЗС Постановлению №719 по составу локального производства исключить в связи с практическим отсутствием отечественных аналогов. Включить в Постановление субсидирование создание объектов малотонножного производства СПГ, распределенного по территории вдоль основных трасс. Исключить этап размещения на трассах временных заправок ввести дифференциальное субсидирование любых типов заправок СПГ, включая стационарные, мобильные и так далее.
Также необходимо принять комплексную программу модернизации пассажирского транспорта и субсидирование приобретение газомоторных автобусов осуществлять в рамках ее бюджета. В рамках национального проекта БКАД организовать включение требований по размещению сети заправок и технического сервиса ГМТ в проекты модернизации и строительства дорог. Ввести пониженную ставку оплаты возмещения вреда дорогам общего пользования для произведенной в РФ газомоторной техники максимальной массой свыше 12 тонн».
Отметим, 18 мая 2021 года, в Магнитогорске ввели малотоннажный, на 40 тысяч тонн, завод по сжижению природного газа и последующего использования в качестве газомоторного топлива. «Планируем в ближайшее время закрыть трассу Санкт-Петербург — Челябинск полностью СПГ-заправками, в том числе и южное направление», — заявил председатель правления «Новатэк» Леонид Михельсон.
Читайте далее: