О конкуренции электротранспорта и транспорта на газомоторном топливе: кто победит в России?

Через 25 лет доля электромобилей в общем количестве машин в мире достигнет 16,5%, говорится в ежегодном обзоре World Oil Outlook от ОПЕК. Несмотря на то, что в России этот рынок развивается медленнее, чем в западных странах, аналитики прогнозируют его рост в ближайшие годы. Согласно базовому сценарию прогноза PwC, увеличение объёма продаж электромобилей в 2017–2025 годах в России составит 20%, а пессимистичный прогноз предполагает пусть и небольшой, но всё же рост на 6%.

Екатерина Грушевенко, эксперт центра энергетики Московской школы управления «СКОЛКОВО» назвала причины медленного развития электротранспорта в России и поделилась прогнозами на текущий год: «Транспортный сектор — основной потребитель нефти. Выбросы транспортного сектора в общей эмиссии парниковых газов оцениваются примерно в 20%. Главный двигатель низкоуглеродного транспорта — климатическая политика и обеспокоенность глобальным потеплением. Электромобили в России составляют всего около 0,01 % от общего автопарка, причем 90 % из них – подержанные. На фоне стран-лидеров и всего мира в целом это крайне низкий показатель. Тем не менее, несмотря на то что доля электромобилей в общем парке в России на фоне всего мира крайне мала, рост количества электромобилей, особенно в последние годы, полностью повторяет мировую экспоненциальную траекторию роста. Безусловно, ключевым драйвером наблюдаемого экспоненциального роста является государственная политика. Страны, в которых она применялась комплексно, сегодня лидируют как по доле электрокаров в парке автомобилей, так и по абсолютному показателю количества электромобилей. Как я уже говорила, российский рынок электромобилей демонстрирует такой же экспоненциальный рост, как и мировой рынок, только с очень низкой базы. Это говорит о том, что, даже несмотря на отсутствие стимулирования, электромобили медленно, но верно проникают на рынок. Стоит отметить, что в России электротранспорт имеет солидного конкурента – это газомоторное топливо. Основной причиной медленного развития рынка электромобилей в России является отсутствие комплексной государственной политики, а также конкуренция с газомоторным топливом, в отношении которого мер по стимулированию и поддержки принято намного больше. Автомобилей на ГМТ сейчас насчитывается более 200 тыс. единиц. Более того, автомобили на ГМТ имеют куда как более серьезную поддержку со стороны государства – например, отсутствие акциза на компримированный природный газ, отмена импортных пошлин на компоненты для газобаллонного оборудования, льготы по транспортному налогу. В России мало зарядных электростанций, порядка 400, большая часть из них относится к так называемым медленным зарядкам – около 10 часов до полного заряда. Доступность парковочных мест возле ЭЗС – большая проблема. Даже в Москве установленные ЭЗС попросту не работают, а если работают, то, скорее всего, парковочное место будет занято обычным автомобилем. Большая часть электромобилей, представленных на рынке России, – это люксовый сегмент. Кроме того, отсутствует последовательная господдержка. Если в Китае за счет субсидий и собственного производства электромобиль можно купить за 5000 долларов, то цена электромобиля для потребителя в России оказывается неконкурентоспособной по сравнению с обычным автомобилем на ДВС. При этом все же говорить о стопроцентной конкуренции между этими автомобилями было бы неверно. Все‑таки естественной средой обитания электромобилей являются мегаполисы, а использование ГМТ все больше считается целесообразным на грузовых автомобилях и тяжелой технике. Хаотично, но тем не менее достаточно бурно развивающийся рынок электромобилей в России, «несмотря на» и вопреки тому, что данный вид транспорта не поддерживается в стране, дарит умеренный оптимизм по поводу того, что его развитие продолжится и дальше». 

Отметим, что несмотря на тенденцию развития общественного электротранспорта в Москве, большинство городов России не планируют такой переход. Министр природных ресурсов Омской области Илья Лобов оценил перспективы развития частного электротранспорта в регионе и создания сети электрозаправок. По словам министра, массового перехода на электротранспорт в Омской области пока не планируется, как не запланировано и мер стимулирования к данному переходу. Пока в регионе происходит только постепенный переход на газовое топливо.  Для Омска уже второй раз закупают большие автобусы, работающие на метане. В 2018 году было приобретено 20 таких транспортных средств, недавно – еще 20. Также четыре газовых ПАЗа купил один из частных перевозчиков Омска, десять пазов на метане купили для «Омскоблавтотранса». При этом, если говорить об общественном транспорте, то в Генплане Омска заложено развитие электротранспорта. Генплан, рассчитанный до 2040 года, предполагает восстановление трамвайной сети в городе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика