Москва заняла третье место в новом исследовании McKinsey, посвященном анализу транспорта в 25 ведущих мегаполисах мира. Москва заняла третье место в новом исследовании консалтинговой компании McKinsey «Транспортные системы 25 городов мира: составляющие успеха». Российская столица уступила только Сингапуру и Пекину. В предыдущем подобном исследовании McKinsey, вышедшем три года назад, в июне 2018 года, Москва занимала лишь шестое место. О трендах в транспортных системах городов мира и о том, что помогло столице России вырваться в лидирующую тройку рассказал руководитель экспертной группы по туризму, транспорту и логистике в России и СНГ McKinsey & Company Вадим Покотило.
«Представленный отчет включает в себя не только изменения, которые произошли с городами за 3 года, но и изменения, связанные с пандемией COVID-19. В связи с пандемией изменилось поведение населения, упала мобильность, при этом, уровень движения на дорогах вырос. Это происходит из-за того, что общественный транспорт воспринимается, как небезопасный и предпочтение отдается личному транспорту. Также, было отмечено, что большинство городов продолжает инвестировать в развитие рельсового транспорта и то, что делает Москва в рамках развития метрополитена, МЦК и МЦД — в мировом тренде. Метро и рельсовый транспорт — это безальтернативный способ передвижения большого количества пассажиров на длинные расстояния — 50 000 человек в час на расстояние 10-15 км и больше. Пока никакой другой вид транспорта не может показать таких результатов, поэтому рельсовый транспорт следует воспринимать, как скелет транспортной системы. Уличный транспорт — кровеносная система города, а все остальные виды транспорта — прокат велосипедов, кикшеринг, каршеринг и личный автомобиль — это некая альтернатива или дополнение к основной системе общественного транспорта, которая в идеале позволяет совершать первую и последнюю милю, либо неключевые поездки, например, рекреационные.
Большинство городов поставило задачу снизить количество автомобилей на дорогах и, как следствие, снизить количество выбросов и потерь времени. Этих цели планируется достичь за счет развития пешеходного и велосипедного транспорта, а также за счет развития общественного транспорта. Важность зеленой повестки существенно возросла за последние 3 года.
Другой мировой тренд — цифровизация. В первую очередь это связано с концепцией MaaS — приложение, которое позволяет строить поездку, состоящую из разных видов транспорта. COVID-19 безусловно подтолкнул темпы развития цифровизации городского транспорта. Отмечается существенный прирост в количестве пользователей городских мобильных приложений. Так, в Москве городскими приложениями (Метро, Мостранспорт, Парковки Москвы) пользуется порядка 10 млн пользователей. Один из сервисов, за которым мы наблюдали последние несколько лет — это автобусные перевозки по требованию. В связи с пандемией был отмечен рост этого сервиса.
Также города сталкиваются с рядом вызовов, связанных с распространением новых видов транспорта. Во многих городах идет дискуссия об оптимальном количестве такси и каршеринга. С одной стороны, эти сервисы позволяют отказаться от поездки на личном транспорте, а с другой — это та же самая поездка на автомобиле, с теми же последствиями для экологии и безопасности. В целом, можно отметить усиление Китайских городов и Москвы. Москва занимает хорошие позиции по всем из категорий, является лидером по эффективности общественного транспорта, высокой степени развития электронных сервисов и билетной системы, а также входит в топ-3 по удобству транспортных электронных сервисов в мире», — рассказал Вадим Покотило.
Отметим, что по показателям удобства Москва опустилась с шестого на восьмое место, а в рейтинге безопасности и устойчивого развития так и не смогла войти в десятку ведущих мегаполисов мира. По индексу устойчивого развития, который составляется по результатам опроса горожан, российская столица заняла девятое место (в 2018 году такой опрос не проводился). Жители лидирующих по этому показателю городов мира (первые три места заняли Гонконг, Сингапур и Пекин) больше пользуются общественным транспортом или средствами индивидуальной мобильности, в том числе, велосипедами. В отчете отмечают, что помимо увеличения стоимости владения автомобилем есть еще несколько дополнительных мер, реализация которых позволит улучшить место транспортной системы Москвы среди ведущих мегаполисов. К таким мерам авторы исследования относят продолжение развития рельсового транспорта и велосипедной инфраструктуры, а также оптимизацию скоростного режима на автодорогах внутри города. Одна из проблем Москвы и России в целом — более высокие скоростные режимы, разрешенные в городах, объясняет Вадим Покотило. По его мнению, то, что превышение скорости на 20 км/ч не штрафуется, — «беспрецедентно» высокий порог. В Москве расставили многочисленные камеры, но «гонки» по городу и большой нештрафуемый порог вкупе с низкими штрафами не позволяют говорить о том, что для безопасности движения сделано все возможное.
Читайте далее: