Продажи электромобилей в России ежемесячно растут, и даже двузначными темпами, однако доля электромобилей в общем объеме продаж новых автомобилей в стране все еще мала. За 5 месяцев 2021 года объем рынка новых электрокаров вырос в 7 раз, тогда как доля этого сегмента в продажах достигла всего лишь 0,1%. Несмотря на это ситуация вскоре будет меняться — согласно базовому сценарию Международного энергетического агентства (МЭА), уже к 2025 году количество электромобилей в России будет около 100 тысяч экземпляров, а к 2030 году – 320 тысяч. При этом к 2030 году около 10 тысяч электромобилей будут оснащены водородными топливными ячейками. Аналитический центр при Правительстве РФ скептически относится к данному прогнозу, а расчеты центра на 2025-2030 годы выглядят менее фантастическими.
Как это будет происходить в ближайшие годы, какие правительственные меры будут влиять на процесс – рассказал Никита Елизаров руководитель моделирования отраслевых рынков Аналитического центра при Правительстве РФ.
«В рамках концепции по развитию электротранспорта предлагается 3 сценария — инерционный, сбалансированный и сценарий ускоренного развития. Парк на 2021 год мал, а концепция предполагает, что к 2030 году парк электромобилей достигнет как минимум полумиллиона единиц в инерционном сценарии. В сбалансированном сценарии показатель должен достигнуть 1 млн 400 единиц электромобилей. Согласно оценкам Аналитического центра парк электромобилей к 2030 году не превысит 350 000 единиц. Существует ряд факторов, мешающих развитию электротранспорта в России. Прежде всего, это высокая стоимость электромобиля при низком уровне доходов населения. Также, Россия имеет значительное ценовое преимущество классических видов топлива по сравнению, например, со странами Европейского Союза и Восточной Европы. Так, стоимость АИ-95 в Германии достигает 140 руб/л, в Украине — 85 руб/л, а в России — 50 руб/л. На начало 2021 года в Украине парк электромобилей составил 55 000 единиц, в разы больше, чем в России. При этом продажи составили 25 000 единиц. Одна из основных причин спроса на электромобили — экономия, нежели экология. Одним из факторов низкого спроса на электромобили в России является полное отсутствие в линейке отечественных электромобилей замены классическому седану или хэтчбеку. Россия обладает возможностями для производства электромобилей и планирует его развивать в рамках проектов «КАМА-1» и «Zetta». К сожалению, эти автомобили на данный момент не могут заменить классический кроссовер. В качестве сдерживающего фактора также выступает и слабая инфраструктура и возможность зарядки электромобиля главным образом в городской среде».
Также отметим, что вопрос продления нулевой пошлины еще не решен на уровне Евразийского экономического союза. Пошлина на ввоз электротранспорта обнулена с весны 2020-го до конца текущего года «с учетом скачка курсов нацвалют и отсутствия внутреннего производства, а также для создания стимулов по формированию необходимой инфраструктуры». Эта мера стала одним из драйверов роста рынка в России в прошлом году — тогда было ввезено почти 6 тыс. электромобилей против 3,6 тыс. в 2019-м).
Читайте далее: