Развитие транспортной отрасли приводит к росту ее цифровизации — многие задачи уже просто невозможно решить без использования самых современных решений. Сегодня транспортная отрасль и ее представители остаются достаточно консервативными с точки зрения внедрения новых цифровых технологий взамен существующих. С другой стороны, появляется все больше новых актуальных задач, которые без внедрения ИТ не могут быть эффективно решены. Каким будет транспорт будущего и кто отвечает за современные технологии, внедряемые в транспорт?
Алексей Столяров, к.т.н, доцент,кафедры «Технического сервиса машин» МГУ им. Н. П. Огарёва рассказал об отечественных технологических проектах, связанных с транспортом.
«Сегодня трудно представить, куда движется развитие экономики и технологий в целом, но можно опираться на государственные заказы — проекты маяки, которые существуют в национальных технологических инициативах. Основными из них являются MariNet (проект: автономное судовождение) , AeroNet (проект: беспилотная аэродоставка грузов), TechNet (проект: высокоавтоматизированный электротранспорт в городах) и AutoNet (проект: беспилотные логистические коридоры). Эти проекты связаны в той или иной степени с транспортными технологиями и услугами, оказываемыми транспортом. Как же связан транспорт с национальными технологическими инициативами? Прежде всего, связан с направлением технет. Сегодня мир переживает развитие нового технологического поколения — цифровой экономики, развитие которой определяется умными данными. Центральное место в экономике занимает сфера материального производства — высокотехнологичная промышленность, которая должна отвечать требования глобальной конкурентоспособности, эффективности и производительности труда. Для удовлетворения этим требования развивается тотальная дигитализация, автоматизация и интеллектуализация промышленности. Уже сейчас создаются цифровые виртуальные двойники, которые используются в транспортной отрасли. Так, в проекте Автонет запланировано создание беспилотного маршрута от Москвы до Санкт-Петербурга, который будет представлять из себя выделенную полосу, где будет двигаться беспилотный автотранспорт. Реализация данной инициативы подразумевает освобождение части работников, снижение аварийности и затрат на перевозку, а также увеличение скорости доставки. Для реализации подобного проекта потребуется создание цифрового двойника, который будет показывать состояние транспорта в текущий момент.
Благодаря стратегии Аэронет существенно расширяется применение беспилотных авиационных и околоземных космических систем. Возникает новый глобальный сетевой рынок логистических и иных услуг, предоставляемых флотом беспилотных аппаратов, постоянно находящихся в воздухе. В частности, Почта России анонсировала применение доставки почты при помощи беспилотных аппаратов в Сибири.
Стратегия Маринет затрагивает морскую отрасль, которая была и остается фундаментальной основой глобальной экономики: свыше 80% объема всех мировых перевозок. Процесс доставки грузов кораблями можно перевести в беспилотную отрасль, снабдив их определенными элементами и осуществляя контроль. Сейчас проект Маринет внедряет технологию перемещения морских судов без управления человеком.
Проект Автонет предлагает решения для систем мониторинга транспорта, телематические, мультисервисные и шеринговые платформы. Все больше компаний разрабатывают технологии для автомобилей, посредством которых транспортные средства будут общаться друг с другом и использовать данные в реальной времени, принимая их от объектов дорожной инфраструктуры. Можно смело сказать, что электротранспорт и беспилотный транспорт — новый технологический тренд наряду с блокчейном и криптовалютами».
Отметим, что специалисты НТИ «Автонет» недавно выступили с предложением ввести новый знак «Подключенный автомобиль». Этим знаком будут «отмечаться» автомобили, оснащенные системами ЭРА-ГЛОНАСС, «Платон» и иными электронными комплексами, включая противоугонные системы. На нем будет изображено транспортное средство в желтом круге, с крыши которого расходятся волны. По мнению специалистов, такая наклейка позволит повысить цифровую грамотность собственников транспортных средств. Ведь иногда владельцы автомобилей попросту не знают, какими возможностями с точки зрения получения и передачи данных обладает их личный транспорт. Именно таким образом цифровые сведения фактически бесконтрольно передаются в информационные центры производителей автомобиля, причем что с ними происходит в дальнейшем — неизвестно. Выдачу соответствующих знаков будут осуществлять дилерские центры: их будут передавать клиентам при покупке нового автомобиля.
Читайте далее: