Главный редактор сетевого издания «Агентство транспортной информации», доктор технических наук
Якимов Михаил Ростиславович
Из достоверных источников стало известно, что на ближайшие два года транспортная отрасль станет ключевой в процессе формирования электоральных настроений российских граждан.
Несомненно, что дорожное транспортное строительство, как и любые другие бюджетоемкие отрасли экономики, играют определяющую роль в процессе перманентной оценки действий всех уровней власти населением. Предыдущий электоральный цикл отметился, как я считаю, вполне успешной с точки зрения оценок населения страны реализацией национального проекта «Безопасные качественные дороги». Основные задачи этого проекта на сегодня уже решены и дополнительных значимых социальных эффектов только лишь от улучшения нормативного состояния действующих автомобильных дорог в России уже не получить.
Другое дело — общественный транспорт! Стартовавший два года назад федеральный проект по обновлению подвижного состава общественного транспорта показал хорошие результаты с точки зрения позитивного восприятия его результатов в крупных, крупнейших городах и агломерациях при достаточно скромном субсидировании проекта из средств федерального бюджета.
Система транспорта общего пользования в крупных городах, агломерациях является своего рода Хабом, где концентрируются все существующие и нерешенные по сей день проблемы взаимодействия между властью, бизнесом и жителями агломераций. И решения этих проблем могут быть совершенно различными. За последние два года реформы системы общественного транспорта запущены уже в нескольких субъектах Российской Федерации. В частности — в Твери, Перми и Новокузнецке. И все эти решения совершенно разные по своей организационной сути, модели управления и межсубъектного взаимодействия. Пока достоверно не ясно, какая из существующих схем и моделей реформирования является лучшей с точки зрения краткосрочного либо долгосрочного анализа эффективности реализации.
Здесь стоит заметить, что в существующем правовом поле создание условий и организация транспортного обслуживания населения городских агломерации — это зона ответственности органов местного самоуправления. Однако уже в ближайший год следует ожидать значительно большего участия не только региональной власти, но и федеральной власти в решении задач удовлетворения транспортной потребности населения в городах, особенно в крупных и крупнейших городах.
Для реализации этих планов придется решить как минимум две ключевые задачи:
- Первая задача заключается в определении оптимального распределения зон ответственности между исполнительными властями трёх уровней: муниципальный региональный и федеральный в процессе организации контроля и качества транспортного обслуживания населения.
- Вторая задача – это поиск эффективного баланса участия бюджетов всех уровней в процессе осуществлении самой транспортной деятельности. То есть найти ответ на вопрос — стоит или нет бюджетам разных уровней, вкладываться в процесс непосредственной перевозки пассажиров на разных территориях.
Решение этих и других вопросов предполагает наличие некоторого центра компетенции, либо поиск такого центра компетенций. Очевидно, что искомый центр компетенции не может появиться в небольшом муниципальном образования, в лучшем случае это будет город-миллионник. То же самое относится и к региональной власти практически любого российского региона, которая, по сути, никогда не занималась организацией транспортного обслуживания населения в городах. Такого центра компетенции нет и на федеральном уровне.
Научное сопровождение национального проекта «Безопасные качественные дороги» осуществляло ФАУ «РосдорНИИ». Очевидно, что, переходя от дорожного строительства к организации транспортного обслуживания населения, требуется совершенно другой центр компетенций, отличный от того, что представляет собой основной костяк специалистов коллектива Российского дорожного научно-исследовательского института.
В настоящий момент активный интерес к сфере обновления подвижного состава городского пассажирского транспорта общего пользования проявляют финансовые институты. В частности активно позиционирует себя корпорация развития ВЭБ.РФ, свои решения предлагают ПАО «Сбербанк» и ПАО «Банк ВТБ».
Представляется, что довольно трудно будет сформировать на федеральном уровне центр компетенций, костяк которого будут составлять специалисты банковской и финансовой сферы. Профессионально и осознанно банковский служащий призван эффективно решать задачу излечения прибыли за счёт использования некоторого набора финансовых инструментов, таких как лизинг, долгосрочная аренда, контракты жизненного цикла, различные схемы государственного и муниципального частного партнёрства. Такие подходы вполне возможно использовать на этапе обновления подвижного состава, закупки новой техники, субсидирования его производства и тому подобного, однако при этом совершенно не решаются задачи эффективного использования транспорта в городах и агломерациях. В такой конструкции нерешенными остаются задачи пассажирской логистики и маршрутизации, задачи выбора оптимального типа подвижного состава, расписания движения, вопросов технического содержания и эксплуатации. Очевидно, что одной из первоочередных задач российского правительства на этом пути будет создание некого специального центра компетенций в вопросах реформирования системы транспорта общего пользования городах. Ведь уже сейчас кроме интересных, ярких и разной степени эффективности реформ по повышению качества функционирования общественного транспорта существуют и откровенно провальные проекты такого реформирования.
Вполне возможно, что таким центром компетенций должны стать отдельные структуры Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. Кроме того, вполне возможно потребуется также пересмотр и надзорной функции в области функционирования транспорта общего пользования. Вполне реальным выглядит идея перераспределения полномочий между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) в вопросах контроля не только безопасности, но и эффективности функционирования транспорта общего пользования с наделением последних дополнительными полномочиями, сходными с полномочиями полиции.
Как и во многих сферах государственного управления, кадровый вопрос будет определять успешность либо не успешность управленческих реформ в транспортной сфере. В этом плане необходимо отметить следующие закономерности. Наиболее успешные транспортные проекты и идеи при реформировании систем городского пассажирского транспорта общего пользования состоялись в структурах тех органов исполнительной власти, в которых на ключевых позициях работали не менеджеры, управленцы, экономисты, либо банковские работники, а технические специалисты, получившие естественно-научное образование в технических ВУЗах. В частности в Перми, в городе, где транспортная реформа оказалась наиболее эффективной, все три последних руководителя профильного Департамента транспорта, реализующие в разное время большую Пермскую транспортную форму, были выпускниками автодорожного факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета по специальности «Эксплуатация транспортных средств». Представляется, что именно такие специалисты, хорошо понимающие физические основы движения наземного транспорта, технологические вопросы его эксплуатации и обслуживания, будут определять в ближайшем будущем успешность транспортных реформ в городах и регионах.
В процессе развития и масштабирования реформ, в процессе поиска и выработки универсальных технологий их реализации в отдельных муниципальных образованиях федеральному центру придется, прежде всего, ориентироваться на опыт самих регионов. И даже не регионов, а отдельных «продвинутых» муниципальных образований крупных, крупнейших городов и их агломераций. Именно там сейчас сосредотачиваются и формируются основные профессиональные компетенции, кадры и технологии создания и проведения успешных транспортных реформ.
Читать далее:
- Пятилетние «брутто-контракты» оказались самыми выгодными
- Транспортная реформа в Новокузнецке: итоги первого года