Академия транспорта России, позже переименованная в ОО «Российская академия транспорта» была создана 26 июня 1991 года.
По организационно-правовой форме Российская академия транспорта представляет собой общероссийскую общественную организацию, объединяющую ученых, специалистов и руководителей на основе общности интересов и активного участия в разработке, совершенствовании и реализации приоритетных решений в области развития единой транспортной системы Российской Федерации, а также всего комплекса наук о транспорте, в том числе внесших крупный вклад в науку и практику в области:
- железнодорожного, автомобильного, авиационного, внутреннего водного, морского и трубопроводного транспорта,
- дорожного и транспортного строительства,
- в разработку систем, обслуживающих транспорт,
- организацию транспортного пространства.
Основные виды деятельности Академии:
- научная,
- научно-исследовательская,
- научно-техническая.
Проведение научных, научно-исследовательских и научно-технических работ является приоритетной задачей Российской академии транспорта, реализуемой на принципах востребованности транспортной отраслью и транспортным строительством.
Численность Российской академии транспорта
Сегодня ОО «Российская академия транспорта» насчитывает 660 действительных членов, среди которых доктора наук, доктора транспорта, представители коллективных членов.
В числе действительных членов Академии — 41 иностранный делегат, 21 из которых представляют 6 государств СНГ:
- Белоруссия,
- Казахстан,
- Украина,
- Грузия,
- Латвия,
- Эстония
и 20 действительных членов представляют 10 государств дальнего зарубежья:
- Германия,
- Болгария,
- Швеция,
- Финляндия,
- Нидерланды,
- Румыния,
- Швейцария,
- Вьетнам,
- Польша,
- Словакия
Среди действительных членов Российской академии транспорта имеется большой коллектив ученых и практиков, занятых разработкой новых образцов транспортной техники.
Структура Академии
Руководящими органами Академии являются:
- Общее собрание,
- Президиум,
- Бюро Президиума
- Президент
Высшим руководящим органом Российской академии транспорта является Общее собрание.
Коллективное руководство Академией, административный центр которой находится в г. Санкт-Петербурге, осуществляет Президиум во главе с Президентом ОО «Российская академия транспорта».
10 октября 2013 года Общим собранием на пост Президента был избран доктор технических наук, лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники — Александр Сергеевич Мишарин.
Структура Академии строится по региональному принципу. В настоящее время в состав Академии входят 11 региональных отделений в России в следующих городах:
- Москва
- Санкт-Петербург
- Нижний Новгород
- Самара
- Саратов
- Ростов-на-Дону
- Екатеринбург
- Новосибирск
- Владивосток
Основными целями Академии являются:
-
участие в научной и научно-технической деятельности, направленной на максимальное использование интеллектуального потенциала ученых и специалистов в области развития единого транспортного комплекса России;
-
содействие разработке научно-обоснованных ресурсосберегающих, энергетически эффективных и экологически чистых технологий транспортного строительства, обслуживания предприятий и населения при обеспечении безопасных условий труда и жизни людей и сохранения окружающей среды;
-
укрепление научных связей с предприятиями транспортного строительства, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры; обеспечения и организации перевозочного процесса транспортно-технологических комплексов России и стран СНГ;
-
объединение усилий ученых, работающих в различных отраслях, направленных на обеспечение выполнения транспортных программ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и развитие единого системного подхода к управлению транспортными потоками России и сопредельных стран с учетом стандартизации и унификации на уровне мировых стандартов;
-
объединение усилий научных и практических работников для изучения и решения основных научных и прикладных проблем в области транспорта, а также совершенствование структуры и системы экономических отношений на транспорте в условиях многообразия собственности и рынка транспортных услуг;
-
содействие в разработке научно-обоснованного развития опорной транспортной сети страны и решении проблем по взаимодействию между различными видами транспорта;
-
содействие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров транспортного комплекса Российской Федерации и стран СНГ;
-
повышение общественного престижа научной и образовательной деятельности, статуса и социальной защищенности работников науки и образования.
Основными задачами Академии в научной, научно-исследовательской и научно-технической деятельности являются:
- получение новых фундаментальных знаний;
- поиск новых принципов решения инженерных задач и развития инновационных технологий;
- создание новой техники и технологий для предприятий и организаций транспортной отрасли, промышленности и городского хозяйства;
- обеспечение высокого научно-технического уровня подготовки научно- педагогических кадров отрасли;
- укрепление научных школ как основы подготовки специалистов и развития научно-исследовательской деятельности;
- расширение международного научного сотрудничества.
Основные цели Академии достигаются решением следующих задач:
- обеспечение проведения исследований по различным видам транспорта, управлению движением и навигации;
- разработка теоретических и прикладных проблем совершенствования структуры и системы экономических отношений организаций транспорта и транспортного строительства в условиях многообразия форм собственности и рынка транспортных услуг;
- организация и обеспечение фундаментальных и поисковых исследований по нетрадиционным видам транспорта, строительству, управлению движением и навигацией, эксплуатации, качественному обслуживанию пользователей, безопасности и экологии транспортных комплексов;
- разработка эффективных организационно-технических и инженерных мероприятий по снижению доли транспортных затрат в себестоимости промышленной и сельскохозяйственной продукции;
- создание методологии разработок по использованию наиболее благоприятных для общества и транспорта системы тарифов, сборов и налогов;
- создание банка интеллектуальных ресурсов и научных идей при всемерном содействии их наиболее полному и ускоренному использованию в промышленности и в практике транспортных предприятий (организаций);
- прогнозирование проблем развития транспорта, выявление устойчивых тенденций, определяющих общие стратегические направления решения данных проблем;
- осуществление широкой пропаганды достижений транспортной науки и техники средствами печати, радио, телевидения, кино, выставок, организацией и поддержанием музеев транспорта, архивов, библиотек;
- организация и помощь в работе по подготовке и стажировке в России и за рубежом научных кадров, поддержка молодых ученых, переподготовка кадров руководителей высшего звена;
- укрепление научных связей в области транспорта с Российской академией наук, академиями наук сопредельных стран, отраслевыми академиями наук, научными и научно-техническими обществами, ассоциациями и другими общественными и научными организациями;
- разработка научных основ использования ресурсосберегающих, энергетически экономичных и экологически чистых технологий транспортного обслуживания предприятий и населения;
- осуществление комплексного анализа проблем безопасности на транспорте в рамках технических, организационно-технических антитеррористических мероприятий;
- проведение экологического мониторинга на транспорте, как части проблемы национальной безопасности;
- совершенствование системы, структуры, методологических подходов к подготовке специалистов всех уровней для транспорта и транспортного строительства, развитие материально-технической базы учебных заведений отрасли;
- участие в разработке, совершенствовании и реализации федеральных законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность в сфере транспорта;
- организация научно-методических и научно-практических съездов, конференций, симпозиумов, выставок, семинаров, творческих дискуссий, академических чтений по проблемам транспортной деятельности.
Круг научных и практических транспортных проблем и вопросов на федеральном и региональном уровнях, которые решает Академия, чрезвычайно широк.
В частности, разработки ученых Российской Академии транспорта:
- легли в основу утвержденной Правительством Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года,
- проведены исследования и практические наработки по отдельным нормативно-правовым проблемам и обустройству международных транспортных коридоров, транзиту грузов через территорию Российской Федерации, развитию российских портов, логистическим транспортным проблемам и многим другим вопросам.
Академия сотрудничает по вопросам своей деятельности с органами государственной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, в том числе международными.