На сегодняшний день в Российской Федерации сложилась система документов транспортного планирования. Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ), комплексные схемы организации дорожного движения (КСОДД), комплексные схемы транспортного обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ) разработаны практически во всех городах, городских агломерациях и регионах Российской Федерации. С 1 марта 2024 года в Российской Федерации введены в действие еще два новых документа стратегического транспортного планирования: Региональный стандарт транспортного обслуживания населения (РСТО) и Региональный комплексный план транспортного обслуживания населения (РКПТО). На данные работы тратятся миллиарды рублей из всех уровней бюджета ежегодно.
При этом около 90 % данных проектов относятся к научно-исследовательским работам (НИР), результатами которых являются новые научные знания, модели и технологии, направленные на совершенствование транспортных систем. В соответствии с законодательством Российской Федерации о науке (в частности, Федеральным законом № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»), подобные работы должны обеспечивать получение новых научных знаний и, следовательно, выполняться с участием кадров высшей квалификации — докторов и кандидатов наук по соответствующим направлениям подготовки (в частности, по специальности 2.9.1 (ранее 05.22.01) — Транспортные системы страны, ее регионов и городов).
Однако на практике ситуация значительно отличается от требуемой. Большинство научно-исследовательских работ в сфере транспортного планирования выполняются коллективами, в составе которых отсутствуют специалисты с учеными степенями и званиями. Более того, даже в крупнейших городах и агломерациях подобные исследования нередко проводятся под «научным руководством» лиц, не имеющих квалификации, подтвержденной ученой степенью.
Такая ситуация складывается вследствие недостаточно качественной подготовки конкурсной документации, в частности — отсутствия четких критериев оценки квалификации участников и требований к наличию в штате исполнителя научных кадров. В результате цена контракта зачастую становится единственным определяющим фактором при выборе исполнителя, что напрямую снижает качество результатов научно-исследовательских работ.
Примеры из практики
- Федеральная территория «Сириус» (2024 год)
Администрацией был размещен аукцион на выполнение НИР
«Разработка документов транспортного планирования федеральной территории «Сириус»»
(ссылка на закупку).
Единственным критерием оценки являлась цена контракта. В результате научно-исследовательская работа выполнялась за 2 780 166,50 руб. при начальной (максимальной) цене 15 966 700,00 руб. - Город Красноярск (2025 год)
Департамент муниципального заказа разместил закупку на выполнение НИР
«Разработка документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа пассажирским транспортом общего пользования города Красноярска»
(ссылка на закупку).
В качестве неценовых критериев установлены:
– общее количество исполненных договоров,
– общая сумма финансовых ресурсов (в уставном капитале или на расчетном счете).
При этом квалификация сотрудников и наличие ученых степеней в составе команды исполнителя не учитываются.
Подобная практика ведет к тому, что научно-исследовательские работы в транспортной сфере теряют научный характер, превращаясь в обычные проектные задания, не обеспечивающие развитие научных подходов и технологий. Это противоречит основным принципам научно-технической политики государства и снижает эффективность использования бюджетных средств.
Ранее мы уже рассматривали случаи разбирательств по подобным закупкам — с анализом позиций ФАС и судебной практики — в материале на сайте Российской академии транспорта.
Читать далее:

