Проблема управления дорожным трафиком — одна из сложнейших для современных мегаполисов. Тиражируемых решений не существует. Почему так? Какие миллионники в какие периоды были лидерами с точки зрения автоматизации управления трафиком. Какие параметры влияют на интенсивность и нагрузку на дорожную и транспортную инфраструктуру? Можно ли с помощью современных решений автоматизации управлять транспортным трафиком? Рассказал генеральный директор АвтоСпецЦентр KIA Столица Дмитрий Константинов.
Современные технологии позволяют управлять транспортным трафиком с помощью IT-решений и автоматизации. Так, например, в городах миллионниках, в частности, в Москве на некоторых дорогах функционирует автономная система управления дорожным движением (АСУД), а в пределах города действует система «Старт». Работают эти системы следующим образом: на основании данных, полученных с камер и датчиков, которые располагаются на улицах по ходу движения, увеличивается время работы зеленого цвета светофора там, там где образуется большое скопление автомобилей. Работа системы может происходить в автоматизированном режиме или с участием оператора, который следит за ситуацией на дорогах из единого диспетчерского центра. С помощью данной системы, можно в автоматизированном режиме создать набор установок, например, для определенного времени: утра-дня-ночи, в котором встречается большое скопление автомобилей или напротив, движение становится свободным.
В целом, с помощью автоматизированных систем можно добиться хороших результатов в плане загруженности трафика, но все зависит от используемого оборудования. Так, в Москве используют только влияние на светофоры. В странах Европы и США используют автоматизированные системы работы для разгрузки транспортного потока. Так, например, если магистраль свободна от потока автомобилей, на немецких автобанах снимаются скоростные ограничения. В плотном потоке на табло отображается ограничение по скорости в 130 км/ч или ниже. Также на данных магистралях используются информативные табло, которые показывают, что впереди водителя ждет пробка, которая связана с аварией, дорожными работами и т.д. Табло может отображать информацию, о том, насколько по времени водитель сможет задержаться в пробке и как ее можно объехать.
В ближайшем будущем водители смогут получить автоматизированный доступ к информации прямо в автомобиле. Так, например, на серийные автомобили AUDI и BMW постепенно внедряют систему информирования водителя о сигналах светофора. На табло в автомобиле отображается, какой сигнал горит на ближайшем светофоре и показывает время, сколько он еще будет гореть. Таким образом, водитель знает, что ему нужно прибавить газу или двигаться медленнее, чтобы попасть на зеленый сигнал светофора. Тем самым и расход топлива будет меньше и водитель будет спокойнее. Первые пилотные автомобили с подобной системой данных марок уже выпустили в США.
На интенсивность и нагрузку дорожной и транспортной инфраструктуры влияют такие системные проблемы, как несоответствие низкого уровня развития, эффективность и качество функционирования, возрастающий спрос экономики и общества на транспортные услуги. На данный момент 10 мегаполисов обладают наиболее развитыми системами городского транспорта – Сингапур, Париж, Гонконг, Лондон, Мадрид, Москва, Чикаго, Сеул, Нью-Йорк и Милан.