Современный общественный транспорт должен отвечать запросам современности

Беспилотные автобусы и трамваи, оборудованные системами искусственного интеллекта — это наше ближайшее будущее, до наступления которого остались считанные годы. Современный общественный транспорт должен отвечать запросам современности и городской среды. Каким будет общественный транспорт будущего, зачем городскому транспорту интеллектуальные системы и как повлияет искусственный интеллект на развитие общественного транспорта, нам рассказал заместитель директора по развитию решений для пассажирского и электротранспорта НПП ИТЭЛМА (крупнейшего российского разработчика электроники для автотранспорта) Алексей Баринов:

«Пассажирский транспорт должен быть максимально безопасен, и в этом ему может помочь искусственный интеллект. Повсеместное внедрение систем помощи водителю ADAS (advanced driver-assistance systems) позволит снизить аварийность и количество ДТП с участием пассажирского транспорта. Как это работает? По бокам автобуса или трамвая устанавливаются радары и камеры. Система отслеживает аварийные ситуации и предупреждает водителя об опасности. Например, если ребенок выбежит на дорогу сбоку от автобуса, водитель может просто не заметить его. А система увидит объект и сообщит об опасности. Это позволит сократить количество происшествий, вызванных недостаточностью внимания водителя. ADAS контролирует «слепые зоны», анализирует встречное движение, контролирует перестроения автобуса и т.д. Сейчас такие системы используются на московском транспорте в тестовом режиме. А вот в Европе уже в ближайшие годы они станут обязательны. Планируется, что в ближайшем будущем искусственный интеллект сможет не только предупредить водителя о риске ДТП, но и самостоятельно среагировать — не даст водителю тронуться или применит плавное торможение. Еще одним фактором риска является состояние водителя. Длительность рабочей смены, постоянное напряжение, плотный поток из автомобилей, внушительные пробки, присутствующие в каждом мегаполисе — все это способствует усталости и влияет на концентрацию внимания. К тому же, привыкая к ежедневному стрессу за рулем, водители нередко позволяют себе отвлекаться на перекус или мобильный телефон. Это резко повышает риск возможной аварии. Поэтому необходимы системы, контролирующие поведение водителя за рулем и состояние его здоровья. Сегодня отчасти эту функцию выполняют тахографы. Они анализируют длительность смены, но не контролируют состояние здоровья водителя.  Системы интеллектуальной помощи водителю только пока тестируются, но надеемся, что в ближайшие годы они смогут сделать пассажирский транспорт еще более безопасным.

Городской транспорт стремится стать более комфортным для пассажиров. Таким, чтобы можно было изменить нагрузку, менять маршруты и делать их более гибкими. Например, по будням выпускать больше машин в сторону центра, когда большинство едет в центр на работу. По выходным те же самые люди едут в торговые центры и парки, значит маршрут должен быть построен с учетом этих обстоятельств. Динамического перераспределения требуют и массовые мероприятия: концерты, футбольные матчи, народные гуляния. Сейчас существуют технологии, позволяющие подсчитывать количество пассажиров в реальном времени. Если мы видим, что автобусы идут с максимальной нагрузкой, следует оперативно добавить машин на маршрут. Чаще всего это можно сделать совершенно безболезненно, просто сняв их с другого маршрута, минимально загруженного на данный момент. Правильное распределение пассажиропотока гарантирует комфортабельность поездки. Идеальной является ситуация, когда в автобусе или трамвае заняты все посадочные места, а стоящих пассажиров почти нет. В этом случае общественный транспорт будет удобен всем, в том числе людям с ограниченными возможностями и пожилым пассажирам. Следующий шаг: не только видеть текущую ситуацию, но и предсказывать пассажиропоток, и, в зависимости от прогнозов, гибко распределять автомобили по нужным маршрутам. Это возможно благодаря мобильным сервисам на подобии приложения Яндекс.Транспорт. По количеству пользователей, интересующихся конкретным маршрутом, можно судить о том, сколько пассажиров поедет по нему в ближайшее время. Это дает возможность предположить, что маршрут нуждается в дополнительных машинах в ближайшие часы. Обязательным условием для комфортного транспорта является его внутреннее устройство. Так, современный автобус должен быть низкопольным, без ступеней, чтобы пожилые люди, люди с ограниченными возможностями и мамы с колясками могли легко попасть в салон и беспрепятственно передвигаться по нему. На данный момент все чаще можно встретить умные климатические системы, когда в режиме реального времени температура воздуха регулируется в зависимости от количества пассажиров. Не менее интересны информационные табло, которые смогут ориентировать пассажиров, сколько времени потребуется на данный момент, чтобы доехать до нужной остановки. Повысить комфорт можно также благодаря небольшим, но очень приятным деталям. Эргономичные сидения, качественные экологичные материалы, визуальное и голосовое сопровождение, наличие беспроводного интернета — все это обязательно для общественного транспорта, претендующего на звание комфортного.

Весь мир стремится к экологичности и снижению количества вредных выбросов. Добиться этого возможно, если отказаться от обычных автобусов в пользу электротранспорта. С 2021 года в Москве будут закупаться исключительно электробусы. И к 2030-му году автобусный парк города будет состоять только из электробусов. Параллельно разрабатывается и тестируется использование альтернативных источников энергии.

Интеллектуальные системы способны снизить эксплуатационные расходы и сделать использование транспорта дешевле. Установленный на автомобиле датчик должен отправлять оператору диагностические данные машины, и тот, узнав о необходимости обслуживания, должен снять транспортное средство с маршрута. В перспективе такие системы должны предсказывать возможные поломки автомобиля, используя анализ больших данных. Это позволит своевременно планировать ремонт и техническое обслуживание машин и существенно снизить расходы на эксплуатацию».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика