Во вторник, 7 июля, на заседании, посвященном национальным обязательствам по сокращению выбросов углерода, высшее должностное лицо ООН по климату Патрисия Эспиноза связала серьезность двойного кризиса в области здравоохранения и окружающей среды. «Изменение климата остается самой большой проблемой для человечества в долгосрочной перспективе, но эта пандемия показывает, насколько мы уязвимы перед глобальной чрезвычайной ситуацией”, — сказала Эспиноза. Ее ключевое послание, разделяемое финансистами и представителями стран, которым поручено вести свои страны по пути устойчивого развития, состояло в том, что “мы можем совместить процесс восстановления после пандемии со стратегиями борьбы с изменением климата.” Напомним, что в марте Минэкономразвития подготовило стратегию долгосрочного развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Стратегия подготовлена в развитие Парижского соглашения по климату, в рамках которого страны пытаются удержать рост глобальной средней температуры в пределах 1,5‒2°С. Москва ратифицировала это соглашение в сентябре 2019 года. Россия не может игнорировать климатическую повестку — это создает риски для устойчивого развития национальной экономики после 2040 года, говорится в стратегии.
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Техносферная безопасность» МАДИ, директор научно-исследовательского института энергоэкологических проблем при МАДИ, член Президиума Российской академии транспорта, Трофименко Юрий Васильевич участвовал в разработке стратегии и отметил детали проекта: «Перед нами стояла задача разработать научно обоснованные сценарии низкоуглеродного развития автомобильного транспорта на основе внедрения инновационных решений и технологий, направленных на снижение выбросов СО2 и NOx на период до 2030 и 2050 гг., а также оценить возможности для транспортной отрасли реализации обязательств, вытекающих из целей Парижского соглашения по климату. Перед нами были поставлены сложные задачи — анализ существующих долгосрочных стратегий, формирование сценариев развития автомобильного транспорта РФ, конкретизация сценариев для городов миллиоников. Тот методический подход, который мы применяли при проведении расчетов выбросов парников газов – это проверенные временем методики, в том числе МГЭИК, ЕМЕР/ЕЕА (программа COPERT V), это всемирно признанные методики. Главная сложность в ходе исследования была в обосновании перспективы».
Сценарии
Юрий Васильевич выделил три сценария – инерционный, инновационный и сценарий «1,5 градуса». «Инерционный сценарий подразумевает пролонгирование уже принятых мер политики стимулирования низкоуглеродного развития энергетики и транспорта. Инновационные предусматривает значительное усиление нормативных требований к экологичности и энергоэффективности транспорта, что предполагает изменение структуры используемых ТЭР и переход автомобильного транспорта на траекторию низкоуглеродного развития с 2030 года. Если этот проект примут – это станет существенной мерой, которая сподвигнет экономику России к развитию низкоуглеродного транспорта. Сценарий 1,5 градуса предусматривает выполнение целей Парижского соглашения к 2050 году – переход автомобильного транспорта РФ на низкоуглеродное развитие, когда 100% численности парка АТС будут составлять электромобили и гибриды» — пояснил эксперт.
Прогнозы
Юрий Васильевич поделился, что спрогнозировать выбросы автомобильного транспорта на 35 лет вперед – сложная и неблагодарная задача для науки. Исходниками для расчетов является численность автомобильного парка, его структура, виды топлива. Американские прогнозы, например, исходят из благосостояния граждан, они привязываются к финансовым результатам, а мы были лишены этих позиций. Эта диаграмма является классической для прогнозирования численности автопарка.
Здесь мы видим структуру автомобильного парка по экологическому классу на перспективу. Таблица – это ключевая нашего прогноза, показывающая как произойдёт вытеснение электротранспортом традиционных бензинных и дизельных автомобилей из парка.
Обратите внимание на процент корреляции – пересечение с осью абсцисс огибающей кривой говорит о том, что в 2055 году Москва и Санкт-Петербург достигнут полной декарбонизации автомобильного транспорта, при условии, что динамика этих процессов не изменится.
Шаги для достижения
Юрий Васильевич назвал основные программные мероприятия по стимулированию сокращения выбросов парников газов, энергосбережения и повышения экологичности безопасности автомобильного транспорта: «Необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу повышения энергоэффективности и сокращения выбросов парниковых газов. Прежде всего это должны быть меры экономического регулирования. Также, должны быть предприняты меры организационно-технологической направленности по стимулированию перехода к низкоуглеродному развитию по сценарию «1,5 градуса», включая формирование автомобильного парка с низким и ультранизким уровнем выбросов СО2, сокращение пробега автомобилей, работающих на углеродосодержащих моторных топливах и развитие систем мониторинга выбросов парниковых газов и других загрязняющих веществ. Очень важным и недооцененным в России фактором является управление мобильностью – обучение и проведение информационных кампаний. Пандемия коронавируса стимулировала отслеживание поведения человека, и мы должны эти инструменты переносить на транспортную сферу.
Если говорить о непосредственно этапах перехода автомобильного транспорта на траекторию низкоуглеродного развития, то выделим следующие:
I этап: 2019-2024 годы – разработка и реализация первоочередных правовых, методических и инженерно=технических мероприятий по снижению энергоемкости транспортной отрасли. Совершенствование учета контроля выбросов парниковых газов автомобильным транспортом. Принятие РФ в рамках реализации положений Парижского соглашения по климату целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов на период до 2050 года.
II этап: 2025-2035 годы – стабилизация валовых выбросов парниковых газов в условиях роста численности автомобильных парков до достижения ими уровня автомобилизации в европейских странах (450-520 ед. легковых АТС/1000 жителей).
III этап: 2036-2050 годы – реализация на автомобильном транспорте стратегии устойчивого низкоуглеродного развития с достижением нормативно установленных целевых показателей по углеродоемкости.
IV этап: 2051 и последующие годы – прекращение использования на автомобильном транспорте углеродосодержащих энергоресурсов в наиболее крупных городах и в Российской Федерации в целом».
Юрий Васильевич подчеркнул, что данные этапы должны быть поддержаны определенными мерами и назвал необходимые меры организационно-технической направленности по сценарию «1,5 градуса»:
- Отказ от продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания после 2030 года
- Внедрение эффективных механизмов обновления автомобильного парка
- Совершенствование контроля экологических характеристик АТС при их эксплуатации
- Приоритетное развитие различных форм мобильности (установление квот для автопроизводителей на выпуск электромобилей, внедрение поощряющих мер – налоговые льготы и субсидии на покупку электромобилей, развитие зарядной инфраструктуры)
- Совершенствование градостроительной политики (взаимосвязь градостроительного и транспортного планирования, реализация концепции транзитно-ориентированного развития городов, развитие инфраструктуры доступного и комфортного электрического общественного транспорта)
При интенсивном сценарии Россия снизит выбросы на 36% уже к 2030 году, а к 2050 году сократит их на 48%, до 1,6 млрд т эквивалента CO2. Углеводородная нейтральность (нулевые нетто-выбросы парниковых газов) будет достигнута к 2100 году. При этом Россия внесет самый значимый вклад в ограничение роста глобальной приземной температуры уровнем 1,5°С, а накопленное снижение выбросов составит 90 млрд т эквивалента СО2 к 2050 году. Трофименко Юрий Васильевич подытожил, что в период после 2052-2054гг. в России может быть достигнута полная декарбонизация автомобильного парка в случае, если экономика выйдет на траекторию низкоуглеродного развития и будет реализован комплекс мер, о которых мы говорили выше. Он также отметил, что риски запуска процесса перехода автомобильного транспорта на траекторию низкоуглеродного развития при реализации сценария «1,5 градуса» представляются как высокие и средние и зависят от большого числа политических, административных и социальных факторов, оценить которые на долгосрочную перспективу пока сложно.