Простой авиапарка, вызванный коронавирусом, застал российский воздушный транспорт в очень сложное время. Все индикаторы показывали, что несмотря на активный рост провозных мощностей в 2019 году, провозные емкости, которые выставлялись на рынок, сильно превышали потребность в перевозках. Пассажиропоток через 32 крупнейших аэропорта России в первой половине июня 2020 года снизился на 76% от показателей июня прошлого года, сообщила Международная ассоциация аэропортов (МАА). Это почти на 20%℅ лучше показателей мая, когда карантинные ограничения только начинали отменяться. Положительная динамика проявилась уже в первых числах июня, когда было объявлено о подготовке к началу туристического сезона. А во время длинных выходных с 11 по 13 июня, динамика снижения вышла на уровень 79% и дальше падение только замедлялось.
Дмитрий Миргородский, Партнер компании «Concuros» рассказал о возможных стратегиях по выходу из кризиса: «Стратегии компоновки флота собственных воздушных судов с воздушными судами в операционном лизинге — это не вопрос реакции на кризис, это вопрос долговременный. В кризис все игроки рынка вошли с той комбинацией собственных и арендованных воздушных судов, какая у них была. Сейчас компании анализируют возможности пересмотра уже неактуальных стратегий. Лизинговые договоры имеют сроки и жесткие условия, и это один из важнейших, стоящий на повестке у всех авиакомпаний, вопрос. Такие потрясения безусловно влияют на стратегические решения как компоновка авиа флота. Радикальных изменений в стратегиях у авиаперевозчиков в ближайшем будущем не будет, мы увидим результаты их работы в 2021 году. Сегодня все авиакомпании летают в жесткий убыток. Авиакомпании не могут быстро реагировать на тренды, и менять конфигурацию флота – сегодня есть больший спрос на самолеты меньшей вместимости, меньший спрос на дальнемагистральные самолеты. В краткосрочной перспективе оптимизация флота возможна летом и в начале осеннего сезона. Отмечу, что за исключением компаний, которые будут безоговорочно поддержаны государством, у всех остальных вопрос на повестке дня один – выжить на рынке».
Дмитрий Белоконь, вице-президент по управлению сетью и парком, авиакомпания «Ютэйр» поделился своими прогнозами: «С точки зрения восстановления авиакомпаний «Ютэйр» делали внутри компании несколько прогнозов по выходу из кризиса и по восстановлению рынка. В принципе, я придерживался позитивного прогноза и всегда говорил, что рынок восстановится так же быстро, как закрылся. По факту, снятие ограничений в регионах внутренних перелетов привело к тому, что рынок восстановился почти мгновенно до докризисного уровня. Если говорить об июне-июле, то тот оптимистичный прогноз, на который мы рассчитывали – сбылся. С точки зрения технической готовности, все авиакомпании были готовы восстановиться максимально быстро на тот уровень на который рынок позволил бы это сделать. Конечно, правильно говорят о том, что данный кризис повлиял на экономическое состояние потребителя, это нельзя исключить из наших реалий, однако спрос регулируется стоимостью билетов. Вопрос заключается здесь исключительно в маржинальности компании, в данном случае, она уйдет в минус, а сколько такие убытки будет терпеть отрасль остается под большим вопросом».
Напомним, что глава компании «Аэрофлота» Виталий Савельев представил премьер-министру Михаилу Мишустину новую стратегия развития, по которой к 2028 году группа доведет свой пассажиропоток до 130 млн человек — в прошлом году он был на уровне 60,7 млн, а все российские авиакомпании перевезли 128 млн пассажиров. Стратегия также предполагает трансформацию бизнеса трех из четырех компаний группы — «Аэрофлота», «России» и «Победы». Головной «Аэрофлот» продолжит работать в премиальном сегменте и планирует стать пятизвездочной компанией по стандартам агентства Skytrax (сейчас у него 4 «звезды»). Он при этом хочет сосредоточиться на дальних маршрутах, передав почти весь среднемагистральный флот низкобюджетной «Победе». У обеих компаний к 2028 году будет по 170 самолетов, но «Аэрофлот» планирует перевозить 35-40 млн человек, а «Победа» — 55-65 млн, став, таким образом, крупнейшей авиакомпанией страны (в 2019 г. была четвертой). За счет этого, по оценке руководства «Аэрофлота», цены на билеты в эконом-классе упадут на 30%. «Россия» должна будет сосредоточиться на социальных направлениях, в частности, «плоских» тарифах, и на эксплуатации отечественной авиатехники (235 из 250 самолетов). Реализация новой стратегии развития группы «Аэрофлот» может привести к монополизации рынка, считает вице-президент по управлению сетью и парком Utair Дмитрий Белоконь. «Стратегия группы аэрофлот за последние три года менялась 3 раза, каждый год – новая стратегия. Победа растет агрессивным способом последние 5 лет. Мы наблюдаем в отрасли кризис из-за глобального роста выше рынка. Есть средневзвешенные показатели роста рынка, которые отрасль может «переварить». Все это варьируется с ростом ВВП, растет ВВП – растет пассажиропоток. В нашем случае, с маленьким ростом ВВП идет агрессивный рост отрасли, что загоняет отрасль в убытки. Победа как генератор развития – это позитив для отрасли, если говорить об агрессивности развития и о реализации новой стратегии, то в таком случае, вся отрасль станет монополистической» — заключил Белоконь.
Ослабление ограничительных мер, относительный рост внутренних авиаперевозок и надежды на постепенное восстановление международных перевозок создают обманчивое ощущение, будто российская отрасль воздушного транспорта начинает выходить из кризиса, вызванного пандемией COVID-19. На самом деле, как это четко прозвучало в ходе заседания подкомиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по авиационной и космической деятельности, состоявшегося 13 июля, настоящий кризис только начинается. Главная причина в том, что отрасль уже понесла и продолжает нести огромные убытки, а самостоятельное получение доходов, по самым оптимистичным оценкам, начнется не ранее весенне-летнего сезона 2021 г. При этом у авиакомпаний нет запаса оборотных средств, чтобы дотянуть до этого времени.