Текущий 2020 год стал богат на события в области цифровых технологий на транспорте: регионы формируют региональные программы внедрения интеллектуальных транспортных систем, в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» выделяется беспрецедентное финансирование, появляются новые возможности и инструменты транспортного планирования и моделирования. В среду, 7 октября, в Москве состоялся форум «Интеллектуальные транспортные системы России: цифровая эра транспорта», который стал площадкой для обсуждения вопросов цифровой трансформации транспортного комплекса страны, развития сети общественного транспорта, внедрения беспилотных технологий. Одним из ключевых направлений форума стала тема реализации программы внедрения ИТС в регионах в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
На пленарной дискуссии форума обсудили как ИТС Москвы помогла справиться с распространением COVID-19, какова должна быть цифровая инфраструктура автомобильной дороги, как добиться интеграции региональных и федеральных ИТС, как спад экономики отразился на планах по цифровизации транспортной отрасли и какие инструменты поддержки со стороны государства могли бы стимулировать ее развитие. Павел Ручьев, начальник управления регионального развития и реализации национального проекта Федерального дорожного агентства, отметил огромный эффект от использования ИТС, а также прокомментировал основные болезненные точки, с которыми в дальнейшем придется работать: «Мы наблюдаем несбалансированность между потребностями транспортных услуг и реальной пропускной способностью. На сегодняшний день происходит значительный рост использования личного и общественного транспорта. Действующая инфраструктура, которая должна обеспечить пропускную способность не справляется. И мы сталкиваемся с проблемами безопасности, с проблемами обеспечения грузоперевозок, качества предоставляемых услуг. Поэтому, важной задачей, которую мы ставим перед собой – это развитие интеллектуальных транспортных систем, способных помочь нам в преодолении и решении проблем пропускной способности, проблем безопасности дорожного движения, повышения эффективности логистических процессов при грузоперевозках» — отметил представитель Росавтодора.
Екатерина Брязгина, директор по развитию ФАУ «РОСДОРНИИ» и генеральный директор АНО «Дирекция Московского транспортного узла» Алексей Петров отметили важность и перспективность развития интеллектуальных транспортных систем в регионах. Екатерина Брязгина считает, что «цифровая трансформация – это новые возможности, новые процессы и сервисы. Это новое, необходимое и самое главное очень эффективное», а Алексей Петров подчеркнул, что «сегодня очень многое, что касательно регионов, зависит от бюджетных средств, выделяемых в субъект на тот или иной проект. Очень важно помогать регионам, внедрять ИТС на дальних межрегиональных магистралях, двигаясь по пути расширения внедрения цифровых систем на ключевые связующие коридоры».
Игорь Костюченко, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства, считает, что субъектам предстоит также обеспечить межведомственную и межсубъектную интеграцию и взаимоувязку уже существующих подсистем и создать условий для их оптимизации в будущем. «ИТС ― это не локальная задача какой-то одной агломерации, это задача для Российской Федерации в целом. Важно, как предложение одного субъекта ляжет в концепт в масштабах всей страны» — подчеркнул он.
Вице-президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта», председатель Совета кластера ГЛОНАСС Александр Сёмкин выделил две проблемы внедрения интеллектуальных транспортных систем в регионах: Первая — непонимание регионов, как правильно внедрять ИТС, какие требования на подсоединение систем и введение в эксплуатацию, а вторая — недостаточная информатизация населения о необходимости внедрения интеллектуальных транспортных систем.
Александр Виденёв, директор компании-разработчика Sorb Group со стороны бизнеса оценил уровень внедрения и эксплуатации интеллектуальных транспортных систем:«Неправильное распределение бюджетных средств, неэффективное использование средств при внедрении систем на дорогах – одна из проблем, которые мы видим. Происходит это от части по причине методологического и технологического непонимания руководителями субъектов и техническими специалистами правильности внедрения систем в полном объеме, квалифицированной эксплуатации. Также очень важен кадровый вопрос. Как управленческих кадров, так и технических специалистов. И эта работа должна вестись параллельно с другими процессами цифровой трансформации. Без квалифицированных кадров движения вперед не будет» — прокомментировал Александр Сергеевич.
В ходе форума также обсудили насущную тему — перспективы развития беспилотных технологий на транспорте и законодательные инициативы. Андрей Незнамов, исполнительный директор Центра компетенций по обработке данных для государственных органов ПАО Сбербанк, основатель Исследовательского центра «Робоправо» назвал регулирование одним из острых вопросов, стоящих перед отраслью при введении в эксплуатацию беспилотных автомобилей. «Наши законы часто просто не проработаны для искусственного интеллекта или роботизированных систем. В конце прошлого века, когда были утверждены правила дорожного движения никто не думал и не предполагал, что на дороги общего пользования активно начнут внедрять беспилотные технологии. По действующим ПДД во многих странах «беспилотники» даже тестировать нельзя. Поэтому перед нами остро встал вопрос о развитии регулирования» — отметил эксперт. Андрей Незнамов рассказал о создании неформального консорциум производителей беспилотных автомобилей, в который вошли СБЕР, КАМАЗ, Яндекс при участии ГАЗПРОМНЕФТЬ, Группа ГАЗ, Аврора-роботикс, Star Line и других компаний. По словам Андрея Незнамова консорциум создан в рамках поручения Президента России Владимира Путина по созданию плана развития и внедрения беспилотного транспорта в нашей стране, и его основная цель — сделать рывок.
Подводя итоги пленарной дискуссии, модератор, президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Антон Журавлев отметил, что на дискуссии были подняты вопросы, беспокоящие как регулятора так и бизнес сообщество. Выработка новых предложений, продолжение работы по внедрению ИТС в регионах, утверждение законов и проектов, связанных с беспилотными технологиями, кадровые вопросы – те цели, которые стоят перед нами для решения задач по внедрению цифровых технологий в сфере транспорта и реализации национальных проектов.
Михаил Якимов, Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта посетил форум и отметил, что проблема внедрения ИТС в регионах кроется еще в одном аспекте: «Нехватка кадров — это камень преткновения развития ИТС в стране. Развитие ИТС и всех высоких технологий начиналось с крупных городов, там, где в первую очередь появлялись проблемы с дорожным движением. Сейчас государственный тренд переходит на управление транспортными системами на уровне региональной власти. Здесь возникает кадровая проблема: специалисты работают именно в городах, в муниципалитетах, а не в исполнительной власти субъектов» — подчеркнул Михаил Якимов.
Полезная статья, спасибо!
Благодарим за посещение страницы 🙂