Качество дорожного покрытия в России: битум против бетона

Увеличение темпов развития автодорожной сети и реализация целого ряда масштабных проектов в этой сфере сформировали в России устойчивый спрос на качественные материалы для строительства дорог, в том числе на битум. Высококачественные дорожно-строительные материалы — залог успешной реализации амбициозного национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который уже к 2024 году должен кардинально изменить российскую дорожную сеть, приведя большую часть магистралей в соответствие с нормативами. Одна из стратегических целей этого нацпроекта — технологический рост дорожной отрасли за счет создания и внедрения инновационных материалов: к 2024 году доля контрактов с использованием современных технологий и материалов должна быть увеличена с сегодняшних 10 процентов до 80. Одним из индикаторов повышения качества дорог будет длительность межремонтного интервала использования дорожного покрытия: в идеальном варианте он должен достигать 12 лет.

Виктор Васильевич Ушаков, д.т.н, проф., зав. кафедрой «Строительство и эксплуатация дороги» МАДИ рассказал, почему природный битум — не лучший материал для дорожного строительства: «Экономика любой страны зависит во многом от протяженности и состояния автомобильных дорог. Именно поэтому развитие безопасных и качественных автомобильных дорог, с применением новых технологий и материалов, является одной из ключевых задач в дорожной отрасли. Для решения этой задачи осуществляется реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Основная сеть дорог в России — не федеральная сеть дорог, которых не многим больше 57 000 км, а более 500 000 дорог составляет региональную и межмуниципальную сеть дорог. Сегодня эта сеть характеризуется низкой прочностью несущей способности дорожных одежд, что не позволяет пропускать транспортные средства с высокой нагрузкой на ось и безусловно имеют ограничения по круглогодичному движению транспортных средств. Фактически, 50% региональных и межмуниципальных дорог позволяет пропускать транспортные средства с осевой нагрузкой до 6 тонн. Это чрезвычайно низкая прочность дорожных одежд. Также региональная сеть дорог обладает низкими фактическими сроками службы и требует постоянного выделения финансовых средств на поддержание дорог в нормативном состоянии. Федеральная дорожная сеть соответствует требованиям на 87,4%, региональная сеть — всего на 44,2%. При строительстве и проектировании автомобильных дорог применяются неэффективные конструкции дорожных одежд. Это связано с тем, что не сравниваются конструкции дорожных одежд с учетом их жизненного цикла, с учетом последующего ремонта и содержания. Подход остается таким —  более дешевая конструкция с точки зрения строительной стоимости принимается за основу. Отсутствует широкое внедрение контрактов жизненного цикла в практике дорожного строительства, что приводит и к низкому качеству проектирования, и к низкому качеству строительства. На мой взгляд, недостаточно внедряются инновационные технологии: не разработаны документы по стандартизации сметно-нормативной базы, включающей в себя сметные нормативы, учитывающие использование современных технологий строительства и конструктивных решений, а также современных строительных материалов, изделий и оборудования. Следует отметить, что широкое применение цементобетонных покрытий полностью отвечает принципам устойчивого развития. Высокая прочность и несущая способность делает возможным пропуск тяжелых транспортных средств круглогодично и без ограничений. Данный материал обладает длительным сроком эксплуатации — срок службы 30-50 лет. Низким является и содержание такого покрытия при соответствующем качестве выполнения работ. В течение 12-15 лет выполнение работ по ремонту дороги не требуется. Белый цвет цементобетонного покрытия предполагает безопасное движение, особенно в ночное время. К тому же, существует доказанный факт снижения расхода топлива при движении транспортных средств по этим дорогам. Для широкого применения в России цементобетонных покрытий сегодня есть все условия. Цена цемент стабильна, в отличие от битума, который за тонну составляет более 35 000 рублей, а качество так и остается на низком уровне. Использование цементобетонных покрытий позволит повысить капитальность дорожных одежд и сократит затраты на последующие ремонты и содержания». 

Отметим, что США лидер по количеству бетонных дорог, их там 65,3% от общего количества. На втором месте Китай — 63%. В России же по разным оценкам от 1 до 2,6%. Проектная стоимость строительства цементобетонного полотна превысила стоимость асфальтобетонного на 5%, но затраты на обслуживание – при сроке эксплуатации в 25 лет – оказались в 2 раза меньше эксплуатационных расходов на содержание и ремонт асфальтовой дороги: 65 млн рублей (цементобетон) против 130 млн рублей (асфальтобетон) на 1 км дороги. 

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика