Автоматизация транспорта: действительно ли транспорт станет умнее?

Предполагается, что автономные транспортные средства могут значительно повысить безопасность на дорогах. Все больше компаний берутся за разработку беспилотных автомобилей, а владельцы бизнеса в сфере перевозок активно инвестируют в разработки, рассчитывая на экономическую выгоду. Автономные автомобили уже можно увидеть на улицах городов — и даже купить. Насколько безопасны беспилотники? Отберет ли искусственный интеллект работу у водителей?

 

Андрей Кузнецов, кандидат социологических наук, доцент Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), научный сотрудник Центра исследований науки и технологий Европейского университета в Санкт-Петербурге рассказал о нюансах автоматизации транспорта и восприятии данного процесса обществом и участниками рынка.

«Беспилотные технологии, так называемые технологии автономности, на самом деле только кажутся таковыми. При глубоком изучении данной темы становится понятно, что новые автомобили — автономные — будут еще более пилотируемым, чем прежде. Они будут управляться коллективами, состоящими из человеческих усилий и технологических элементов. К тому же, эти коллективы, а именно — центры обработки данных, удаленные операторы —  будут только расти с количеством так называемых беспилотных автомобилей. Теперь управление транспортом будет осуществляться довольно распределенными и разнородными коллективами. Автономный транспорт будет еще более зависимым, связанным, коммуникативным и социализированным, чем обычный. Им потребуется больше протоколов, стандартов, законов и контроля. Говорить о том, что беспилотный транспорт будет автономным, наверное, неправильно — они, наоборот, будут все больше и больше связываться между собой и инфраструктурой. 

На сайте еврокомиссии можно ознакомиться с программой развития мобильности и транспорта и заметить, что беспилотные автомобили попадают в раздел «Cooperative, connected and automated mobility». Особую значимость в названии носят два первых слова — предполагается, что в действительности строятся новые системы, которые будут кооперироваться. Транспортное устройство, инфраструктура, участники дорожного движения будут связаны в процессе движения. Вместо автономности мы получаем связанность и кооперацию. Часто транспортные средства нового поколения называют «умными», однако обучение не происходит автоматически, а остается в обязанностях человека. Каковы критерии и параметры этого обучения, есть ли вероятность человеческой ошибки в этом процессе? Этот вопрос остается открытым и является важной темой научных исследований. Ирония языка, на котором мы говорим о транспорте будущего сильно влияет на то, как общество его воспринимает. Во-первых, беспилотные означают пилотируемые еще большим количеством акторов, чем просто водитель. Во-вторых, автономные означает еще более связанные с инфраструктурой, другим транспортом, удаленными центрами обработки данными и окружением в целом. В-третьих, умные означает сенсоры и алгоритмы, которые только учатся на протяжении всего периода эксплуатации, учатся, в том числе, на жизнях участников дорожного движения. Именно поэтому может показаться, что суть разработки всей этой ниши заключается в том, чтобы заменить человека роботом, однако это далеко не так. Современные автомобили становятся все более похожими на смартфоны, потому что становятся все более и более «умными». Интеллект в транспорте нового поколения создает как возможности, так и риски. Стоит признать, что «умнея», транспорт становится менее надежным. Транспорт продолжает становиться более надежным как объект с точки зрения безопасности, но его уязвимость как ИТ-объектов потенциально сводит на нет прежние усилия по безопасности. Сегодня беспилотный автомобиль претендует на то, чтобы стать полноценными мобильным устройством в трех смыслах. Первое — старый автопром работал в логике замены старых завершенных продуктов на новые. Новые ИТ-мобили живут по логике постоянно улучшаемой и обновляемой услуги. Второе, беспилотный автомобиль — предельное, окончательное мобильное устройство, в котором обещана конвергенция информационной и и физической мобильности, движения данных по сетям и движения человека в географическом пространстве. В связи с этим, автомобиль генерирует очень большое количество данных, которые могут стать опасным активом. Третье, новые беспилотные автомибили — это авторитетные мобильные устройства, которые регулируют ваш доступ к мобильности. Сегодня водитель совершенно автономно заводит автомобиль, единственное, что может помешать ему это сделать — это техническая неисправность самого автомобиля. Новые автомобили могут отказать вам в доступе к поездки по очень многим причинам, с которыми водитель не сможет разработаться самостоятельно. В завершении могу сказать одно — конвергенция и гибридизация информационной и физической мобильности сделает последствия ошибок куда более телесными и материальными, чем просто потеря информации». 

Отметим, что в правительстве РФ утвердили план мероприятий по тестированию и постепенному вводу в эксплуатацию беспилотных транспортных средств. Поручение о разработке комплекса мероприятий было дано президентом России Владимиром Путиным. Предусматривается, что в рамках мероприятий в отдельных регионах России будет введена опытная коммерческая эксплуатация высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС). Реализация мероприятий позволит в период с 2021 года по 2024 годы создать необходимые правовые условия для внедрения ВАТС в транспортный комплекс.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика