Количество приобретенных в кредит автомобилей (новых и подержанных) в России сократилось в январе—июне текущего года на 17,8% в годовом сопоставлении до 364 тыс. единиц, следует из совместного обзора Национального бюро кредитных историй. Таким образом, констатируют эксперты, число проданных в кредит автомобилей в I полугодии 2020 года оказалось наименьшим для аналогичных периодов прошлых лет, начиная с 2017 года. Впрочем, указывается в исследовании, в июне количество купленных в кредит автомобилей составило 80,6 тыс. единиц, что на 4,8% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (76,9 тыс. единиц).
Юрий Грибанов, генеральный директор Frank RG рассказал про вероятные вызовы предстоящего десятилетия для рынка автокредитования. «В 1998 году было первое упоминание об автокредите, но реальные формы рынок автокредитования начал обретать лишь в начале нулевых, с выходом на рынок таких игроков как Райффайзен банк и Юни Кредит банк. С 2006 года на рынок начинают выходить банки, аффилированные с автоконцернами, и этот период растягивается до 2014 года. В 2009 году появились первые меры государственной поддержки, которые помогают индустрии восстанавливаться после кризиса 2008 года. В 2010 году лизинг для физических лиц приобретает законодательную основу. В 2015 году происходит очередной кризис, который сильно бьёт по автомобильной индустрии и, как следствие, по индустрии автокредитования. В 2018 году происходит дижитализация сегмента, появляются первые цифровые продукты – классифайлы («Классифайд — ресурс с объявлениями от физических и юридических лиц с различными предложениями, сгруппированными по темам» — прим. ред.) и выход Тинькофф с сервисом онлайн-кредитования. Период до 2008 года можно называть «золотым» веком – рынок автокредитования рос почти в два раза с каждым годом. Однако, мировой финансовый кризис изменил рынок автокредитования и восстановление заняло долгие 5 лет. В 2013 году автокредитование вышло на пик перед следующим падением и средний темп прироста автокредитов в год упал на порядок — с 81% до 9% в год. Только в 2019 году рынок вернулся на позиции 2013-2014 года» — рассказал Юрий.
Эксперт уверен, что рынок автокредитования восстановится быстро, потому что природа кризиса 2020 года не структурная, не экономически-финансовая и, если второй волны коронавирусной эпидемии не случится, то рынок восстановится по V-образной модели: «Рынок автокредитования вошел в фазу зрелости, дополнительно это подтверждает тот факт, что розничное автокредитование растет достаточно быстро. При этом, рынок остался высококонкурентным – на рынке остались только профессионалы. Сегодня конкурировать банкам приходиться не только между собой. Сегодня клиент, который хочет приобрести автомобиль в кредит имеет несколько вариантов для осуществления своей покупки. Во-первых, он может прийти в универсальный банк, во-вторых, он может прийти в банк, аффилированный с автомобильным брендом и оформить кредит непосредственно в автосалоне, в-третьих, он может взять кредит наличными и не привязываться к бренду и к условиям по страхованию. Такое размытие продуктовой категории происходит последние 2 года — происходит гибридизация сервиса. Появились сервисы, которые позволяют по карте рассрочки купить автомобиль. Сегодня можно полностью оформить и купить автомобиль онлайн – рынок становится цифровым и это новый вызов для компаний в этом сегменте. Все эти новые продукты указывают векторы на будущие направления развития рынка. В мире происходят похожие тенденции: в Великобритании 90% новых автомобилей покупается в онлайн, компания Daimler анонсировала разработку автомобильного кошелька для встраивания автомобилей в «умную» городскую среду с возможностью цифровых транзакций».
Юрий уверен, что 2021-2030 годы принесут качественно новые вызовы банкам, работающим в автомобильных финансовых сервисах: «Произойдет снижение «маржи» из-за низких ставок и снижения барьера для выбора самого выгодного продукта. Это происходит уже сейчас и банки перестраиваются в новую парадигму. Дополнительное давление на «маржу» оказывает ценовой арбитраж с помощью брокеров и маркетплейсов. Произойдет «дорожание» банковской лицензии из-за ужесточения требований ЦБ — появляются обязательные проекты резервирования, сбора биометрии и это оказывает давление на банки, которые работают в узкой сегментной категории, в частности, на банки аффилированные с автобрендами. Вероятно, это заставит задуматься такие банки о состоятельности своей бизнес модели, а для универсальных банков это откроет новую возможность в конкурентной борьбе. Произойдет консолидация маркетплейсов и классифайдов. Будет развиваться автокредитование p2p (В контексте интернет-бизнеса P2P — это интернет сайт, который позволяет найти людей, заинтересованных в услугах друг друга» — прим. ред.), прозрачные условия и качественный сервис. Также, сильно изменят ситуацию беспилотные автомобили – принцип владения автомобилем может стать неинтересным. Эта эра изменит правила игры в автофинансовой отрасли».
Эксперт также отметил, что в современным реалиях выживут только самые умные и быстрые игроки, те, кто умеет работать в партнерстве и реагировать на новые вызовы. Выдержать конкуренцию смогут те банки, которые смогут найти нужного клиента и закрыть его потребности, которые имеют высокие компетенции в работе с данными, в цифровых продажах и в дистанционном взаимодействии с клиентом.