Убыточные грузовые автоперевозки

За последние полтора года рынок автомобильных грузоперевозчиков не раз сталкивался с новыми вызовами: закрытие международных и внутренних границ, дефицит грузоперевозчиков на фоне роста спроса и многое другое. Всего в России 50 000 предприятий-грузовладельцев. По данным ГИБДД, в России 7 млн 200 тысяч грузовых автомобилей. Эксперты считают, что сегодня этот рынок крайне неэффективный. Большой проблемой является значительная доля простоев грузового транспорта, от общего времени эксплуатации она составляет в среднем 24,5%,  а доля порожних пробегов равна 35,3%

Фаиль Шигабутдинов, генеральный директор транспортноэкспедиционная компания Global logistics and Transport рассказал об актуальных проблемах грузоперевозчиков:

«Процент «серых» грузоперевозчиков снижается, возможно, не теми темпами, которыми бы хотелось государству и нам, системным перевозчикам. Этот процесс когда-нибудь придется к своему логическому завершению через 3-5 лет. Ситуация налаживается только благодаря усилиям Федеральной налоговой службы, потому что сами предприниматели пользуются теми возможностями, которые ему предоставляет ситуация. Сейчас государственная политика в этом отношении планомерно сужает эти возможности. Транспортные грузоперевозки — бизнес, сопряженный с повышенными рисками. Возникает вопрос: может, не нужно допускать малый бизнес в эту отрасль? Системный крупный перевозчик несет затраты, чтобы своевременно обслужить транспортное средство. С другой стороны, если в этой отрасли не будет малого бизнеса, кому нам, крупному предприятию, продавать грузовой транспорт в лизинг. Грузовым перевозчикам в ближайший год придется сложно. Например, грузовая техника как отечественная, так и импортная, растет в стоимости. Также растет стоимость топлива и другие затраты, а тарифы не успевают за тем ростом затрат, с которыми сталкивается перевозчик. Мое мнение не популярно — может, начать регулировать тарифы? Многие городские муниципалитеты регулируют тарифы пассажирских перевозчиков. В советских учебных заведениях на предмете экономика перевозок говорилось, что топливная составляющая в тарифе не должна превышать 30%, лучший показатель — 25%. На сегодняшний день топливная составляющая у всех грузовых перевозчиков составляет около 15 рублей на 1 км пробега. Исходя из старой транспортной логики, ставка рубль/км должна была бы составлять 60 рублей за километр. На сегодняшний день эта ставка достигла отметки в 40 рублей за километр», — рассказывает Фаиль Шигабутдинов. 

Президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин отметил, что цены на перевозку грузов не поднимались с 2012 года. «Многие годы перевозчики компенсировали свои затраты за счет нарушения законодательства — режима труда и отдыха водителей, весогабаритных требований. Пока государство не начнет тотально контролировать их, будут применяться серые схемы ухода от налогов. Впрочем, сейчас с рынка постепенно стали уходить перевозчики, ведущие бизнес вне правового поля. Сейчас бизнес вынужден повышать цены на услуги по доставке грузов автомобильным транспортом из-за роста своих затрат — стоимости дизельного топлива, тарифов «Платона», расходов из-за необходимости объезда Москвы по ЦКАД, вынужденной по причине сложностей с оформлением покупки пропусков для въезда в Москву», — говорит Владимир Матягин. 

Напомним, что с 1-го июля этого года в Москве изменились правила пропускной системы грузовиков. В частности, въезд в пределы МКАД ограничили для автомобилей от 3,5 тонн. Из-за этого тарифы на перевозки  могут вырасти в среднем на 5%. Отметим, что по прогнозам к 2025 году рынок автологистики в России достигнет 1,3 трлн рублей. Грузооборот, по предварительным оценкам, вырастет с 330 млрд тонно-километров в 2020 году до 370 млрд. Стимулировать рост перевозок будет постепенное увеличение их средней дальности. За последние 20 лет дальность перевозки тонны груза в стране увеличилась с 26 до 45 км. Если раньше автотранспортом возили грузы максимум на 950 км, то теперь дальность выросла до 2100 км.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика