Цифровая платформа для информационной, градостроительной и транспортной модели городских агломераций

Во вторник 12 декабря 2023 года в формате онлайн-конференции состоялось очередное заседание Объединенного учёного совета Общероссийской общественной организации «Российская академия транспорта».  На заседании Объединенного ученого совета РАТ был заслушан доклад на тему цифровой платформы  для информационной, градостроительной и транспортной модели городских агломераций начальника отдела исследования и моделирования транспортного поведения Научно-образовательного центра «Управление мобильностью в транспортных системах агломераций» Академии «Высшая инженерная школа» РУТ (МИИТ) Барышева Леонида Михайловича.

В рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» в Высшей инженерной школе РУТ МИИТ реализуются мероприятия СП2-13/ПО и СП2-14/ПО:
1) СП2-13/ПО «Разработка программного модуля для анализа данных о пассажиропотоках в агломерации в составе Цифровой платформы моделирования транспортного поведения»;
2) СП2-14/ПО «Разработка программы для моделирования пассажиропотока в агломерации в составе Цифровой платформы моделирования транспортного поведения».
Программный модуль анализа данных предназначен для подключения к имеющимся источникам информации и автоматизированного получения исходных данных и данных для калибровки транспортных моделей спроса, которая разрабатывается в рамках второго мероприятия. Леонид Михайлович в своем докладе рассказал о программе для моделирования пассажиропотока в агломерации в составе Цифровой платформы моделирования транспортного поведения – «РУТ Мобилити».

Начальник отдела исследования и моделирования транспортного поведения Научно-образовательного центра «Управление мобильностью в транспортных системах агломераций» Академии «Высшая инженерная школа» РУТ (МИИТ) Барышев Леонид Михайлович:

В рамках работ 2022 года был разработан прототип цифровой платформы в состав, которого вошли базовые редакторы для работы с транспортным графом, база данных транспортного моделирования, набор алгоритмов соответствующий классическому 4-х этапному подходу для моделирования транспортного спроса и средства визуализации результатов моделирования. В работе были заданы граничные условия определяющие:

  • Учет только индивидуального транспорта;
  • Ограниченный набор слоев спроса (Дом-работа и Дом-прочее);
  • Жестко заданные калибровочные коэффициенты и критерии остановки больших итераций.

Следует отметить, что на ряду с широко известными алгоритмами 4-х этапного моделирования система получила уникальный алгоритм распределения корреспонденций по сети автомобильного транспорта – «алгоритм стабильной динамики». Особенность данного алгоритма заключается в том, что в отличие от стандартных алгоритмов распределения, данный алгоритм учитывает накопление очереди в узлах графа.

Архитектура разрабатываемой программы представляет собой систему программных модулей и баз данных, взаимодействующих между собой по средствам вычислительных компьютерных сетей. Такой подход призван обеспечить возможность использования программы как сервиса не только обладающего определенными функциями, но и базой данных городов и городских агломераций. Кроме того, появляется возможность использовать мощное серверное оборудование для сложных расчетов и распределять нагрузку на несколько серверов, если это понадобиться. При этом система может быть развернута даже в рамках одного персонального компьютера. В будущем для различных типов пользователей будет разработан графический интерфейс полностью соответствующий особенностям данного пользователя. Для органов власти будут доступны системы представления результатов расчетов. Разработчики (проектировщики) получат возможность работы с различными сценариями прогнозных моделей, а эксперты получат полный доступ для создания новых моделей городов и контроля рассчитанных сценариев.

Такая архитектура программного обеспечения позволяет сформировать систему, обеспечивающую контроль проектной документации в течение всего жизненного цикла разработки проектной документации. Кроме того в будущем можно будет использовать такую систему для мониторинга реализации проектов и системы согласования и утверждения проектной документации.

В рамках работ 2023 года решены некоторые задачи, связанные с повышением удобства пользователей. Для решения таких задач были разработаны следующие функции:

  • Система транспортных районов согласованная с административными районами;
  • Возврат к списку проектов из любого уровня системы;
  • Улицы и линии транспортной сети;
  • Поиск, фильтры и экспорт в редакторе дуг, узлов и районов;
  • Динамическое обновление нормативно-справочной информации;
  • Логика работы с транспортно-пересадочными узлами;
  • Конвертация и импорт данных.

Основные силы в этом году были брошены на совершенствование алгоритма распределения по транспортной сети автомобильного транспорта, так чтобы он мог распределять несколько классов пользователей, а не только легковой транспорт. Вторым существенным улучшением системы можно считать разработку алгоритма распределения передвижений по сети пассажирского транспорта общего пользования. Особенностью данного алгоритма является возможность распределения корреспонденций по интервалам и расписаниям одновременно.

Для работы с алгоритмом общественного транспорта в этом году реализованы редакторы сети в части общественного транспорта:

  • Редактор линий внеуличного транспорта;
  • Редактор маршрутов и расписаний;
  • Редактор системы пересадок.

Полученный в этом году результат можно считать базой для формирования универсальной, гибкой системы моделирования транспортных и пассажирских потоков. Уже сейчас система позволяет создавать модели и выполнять расчеты необходимые при разработке градостроительной документации и документов транспортного планирования. В будущем можно будет создавать интерфейсы для других типов пользователей, наращивать число различных алгоритмов транспортного моделирования, в том числе для динамического моделирования, добавлять расчетные процедуры и расширять состав отчетов и визуализаций расчетов.

15.11.2023 в рамках Транспортной недели состоялась презентация Цифровой платформы «РУТ Мобилити» Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину. Цифровая платформа моделирования транспортного поведения «РУТ Мобилити» получила высокую оценку председателя правительства РФ.

 

Читать далее:

Переформатирование внешнеторговой и транспортной логистики Российской Федерации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика