Развитие отечественного производства литий-ионных батарей для электротранспорта

В настоящее время декарбонизация транспортной отрасли входит в число приоритетных направлений работы по снижению выбросов парниковых газов. С целью развития в России электротранспорта и формирования новой отрасли Минэкономразвития по поручению Правительства РФ разработало и направило на согласование проект концепции по развитию производства и использования электротранспорта в стране. Общая стоимость реализации проекта сейчас оценивается в 750 млрд рублей, из которых порядка 600 млрд рублей – частные инвестиции. Об этом заявил директор департамента секторов экономики Минэкономразвития России Максим Колесников в ходе «круглого стола» в Совете Федерации. В проекте концепции  к 2030 году ожидается, что Россия может выйти на производство не менее 150 тыс. электромобилей в год, что соответственно, потребует создания достаточной и необходимой компонентной базы. Максим Колесников отметил, что важно создать новые притягивающие технологии, чтобы в стране появлялись новые производства батарей, катодных, анодных элементов, чтобы уровень локализации автомобиля приближался к 70% к горизонту 2030 года. Некоторые утверждают, что Россия не готова к полноценному переходу на электротранспорт в связи с недостаточным развитием производства, однако уже сейчас понятно — силы и средства крупных корпораций и научных коллективов ближайшие несколько лет будут положены именно на развитие и, фактически, создание отрасли с нуля.

Эмин Аскеров, генеральный директор ОООРэнера”, входящую в состав госкорпорации “Росатом”, рассказал о перспективах производства литий-ионных батарей в России:

«Сейчас Росатом формирует производственно-кооперационную цепочку от рудника до утилизации. На повестке рассмотрение приобретения литиевых месторождений, который позволят создать свой гарантированный запас литием отечественных производств. В структуре Росатома есть компания, которая к 2024 году планирует ввести завод по утилизации накопителей энергии большой мощности, который будет не только утилизировать, но и перерабатывать, получая годную катодную массу для применения. Таким образом, охватываются все этапы батарейного бизнеса. К 2030 году будет построен завод по производству литий-ионных батарей с мощностью 2 ГВт.ч. Однако, сейчас мы видим, что к 2030 году прогнозируется спрос от 150-200 тысяч электромобилей российского производства. Это создаст спрос на накопители около 16 ГВт.ч в год, то есть, в разы больше, чем мы планировали. В программе разработок до 2030 года предполагается дальнейшее увеличение энергетической плотности ячейки — свыше 300 ВТч/кг и переход на твердотельные накопители». 

Сейчас в России и мире прослеживается тренд на разработки в области увеличения емкости литий-ионных батарей и всевозможного улучшения их характеристик. Так, увеличить емкость и продлить срок службы литий-ионных батарей смогли ученые Национального исследовательского технологического университета Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» в составе международного коллектива. Ученые синтезировали новый наноматериал, который сможет заменить низкоэффективный графит, применяемый сегодня в литий-ионных батареях.

«Полученные нами пористые наноструктурные микросферы состава оксида меди, оксида цинка и железа, в качестве материала анода, обеспечивают емкость втрое выше, чем у существующих на рынке батарей, при этом позволяя увеличить число циклов зарядки-разрядки в 5 раз по сравнению с другими перспективными альтернативами графиту. Такое улучшение достигается за счет синергетического эффекта при сочетании особой наноструктуры и состава использованных элементов», — прокомментировал ассистент кафедры функциональных наносистем и высокотемпературных материалов НИТУ МИСиС Евгений Колесников. Электрохимические исследования материала, синтезированного специалистами НИТУ МИСиС, проводились учеными Сеульского национального университета науки и технологий (Республика Корея), Норвежского университета науки и технологий (Норвегия) и Института науки и технологий SRM (Индия). В дальнейшем научный коллектив намерен продолжить поиски новых более эффективных составов аккумуляторных электродов.

Отметим, что российский концерн Росатом  приобрел 49% южнокорейского производителя электродов, литий-ионных аккумуляторных ячеек и систем накопления энергии различной емкости Enertech International. Подписанное соглашение включает создание в России производства литий-ионных ячеек и систем накопления энергии, мощность которого к 2030 году составит не менее 2 ГВт.ч. Первая очередь запланирована к пуску в 2025 году.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика