Совершенствование системы брутто-контрактов

Проблема серого рынка общественного транспорта является существенным фактором, тормозящим развитие отрасли, и создаёт серьёзные барьеры для обновления подвижного состава в регионах, в том числе с применением мер господдержки. По данным экспертов ОНФ, около 65% перевозчиков в регионах платят зарплату менее 15 тысяч рублей (при минимальной зарплате в соответствии с Отраслевым соглашением – 35 427 рублей), а 68% перевозчиков работают с нарушением режима труда и отдыха. На каждые 100 автобусов большого класса, работающих по «серым» схемам, приходится около 70 миллионов рублей в год недополученных доходов в консолидированный бюджет. Общий эффект потери местных бюджетов от «серых» перевозчиков составляет 38,8 миллиарда рублей. По мнению экспертов, вывести отрасль из тени позволят решения, связанные с переходом общественного транспорта к использованию брутто-контрактов.

 

Насколько надежна и идеальна система брутто-контрактации рассказал Евгений Алексеев, заместитель директора по развитию городского транспорта ООО «Центр экономики инфраструктуры». Он отметил, что система нуждается в законодательном совершенствовании.

«В России у всех на устах примеры перехода на брутто-контракты, реализованные в 2020 году: это и Тверь, и Пермь, и Новокузнецк. В следующем году переходить на брутто-контрактацию планирует Санкт-Петербург и другие города. Сегодня законодательство построено таким образом, что контракт, как правило, предполагает закупку работы на конкретных маршрутах. Это было бы понятно, если бы контракт заключался на несколько месяцев или год. Однако брутто-контрактация — долгосрочное мероприятие, которое шагает все дальше и дальше по стране, расширяя практику применения. Когда готовится конкурсная документация для заключения контракта, определяются объемы перевозок по каждому маршруту. В Новокузнецке, например, заключены 10-летние контракты, а в конкурсной документации пробег на 10-летний период определяется одинаковым каждый год, отличие только в количестве рабочих и выходных дней. Как часто в городе происходят изменения маршрутов? Сколько изменений маршрутов было за последние 10 лет? Какой пробег будет на энном маршруте в 2030 году? На данные вопросы ответить трудно, даже имея транспортную модель. Сейчас, когда в городах формируются новые маршрутные сети часто звучит позиция территориального управления ФАС о том, что должна быть система «1 лот — 1 маршрут». Нужна конкуренция, поэтому даже 2 маршрута нельзя объединить в 1 лот. 

На мой взгляд, при переходе на брутто-контракты, было бы правильно не привязывать объемы перевозок к конкретным маршрутам. Таким образом в течение срока контракта город будет иметь возможность перераспределять объем транспортной работы между маршрутами в зависимости от конкретной потребности. В то же время, это не приведет ни к каким проблемам ни у заказчика перевозок, ни у перевозчиков. Перевозчику в системе брутто-контрактов все равно, на каком маршруте он работает. Его задача заключается лишь в том, чтобы выпустить исправный подвижной состав на линию и обеспечить управление движением. Это одно из важнейших направлений, по которым необходимо совершенствовать законодательство в сфере пассажирских перевозок — уходить от системы привязки закупок транспортной работы на конкретном маршруте к закупкам транспортной работы на некоторой сети маршрутов. В этой связи уместно закупать работу, где в рамках одного контракта будет предусмотрена работа одного конкретного класса транспортных средств».

Напомним, что брутто-контракт – это соглашение, которое заключается между перевозчиком и организатором перевозок. Брутто-контракт был придуман в Западной Германии в 60-е годы. В нашей стране эта система действует в Казани, Москве, Перми, Твери и ряде других городов.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика