В Челябинской области сдвигаются сроки создания системы общественного транспорта Челябинской агломерации, которая объединит Челябинск, Копейск и Сосновский район — причиной стала пандемия коронавируса. В ходе новой реформы власти Челябинской области рассчитывали в 2021 году найти инвестора и заключить концессионное соглашение по обновлению электротранспорта Челябинска. Как сообщалось, в апреле прошлого года в рамках процедуры банкротства на торги было выставлено имущество МУП «ЧелябГЭТ». Троллейбусный и трамвайный парк, а также вся необходимая инфраструктура продавались одним лотом по начальной цене 1,9 млрд рублей. МУП «ЧелябГЭТ» осуществлял перевозки муниципальным общественным транспортом.
По словам Министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Алексея Нечаева, власти региона выкупили имущественный комплекс транспортного «ЧелябГЭТ» в рамках процедуры банкротства. В настоящее время ведется работа по оценке объема инвестиций, которые необходимы для модернизации этого имущества. По мнению Нечаева, «особенно удручает» состояние дорожного полотна возле трамвайных путей. Как пояснил министр, горэлектротранспорт — одно из направлений работы, которая ведется ведомством в рамках формирования и развития единой транспортной системы для Челябинской агломерации. «Мы заказали Южно-Уральскому госуниверситету транспортную схему нашей агломерации. Первый этап охватывает Челябинск, Копейск и Сосновский район. Второй этап — семь муниципальных образований, которые также входят в Челябинскую агломерацию», — сказал министр входе заседания 29 октября. Как сообщается в документах к заседанию, для реализации мероприятий по модернизации транспортной системы агломерации Южно-Уральский госуниверситет проводит научно-исследовательскую работу. Ее цель – определение оптимальных маршрутов движения общественного транспорта и видов этого транспорта. Однако из-за введения режима повышенной готовности по COVID-19 специалисты не могут провести реальное обследование пассажиропотока. В результате дата завершения исследовательской работы представителей ВУЗа сдвинута на первое полугодие 2021 года. Таким образом, сдвигается и переход на новую систему общественного транспорта с 1 января на 31 декабря 2021 года.
Ранее передача транспорта в концессию была частью реформы, в рамках которой создавалась единая транспортная система Челябинской агломерации, в которую решили объединить системы Челябинска и соседних муниципалитетов. Но с реформой возникли проблемы, Челябинск потерял федеральные деньги на закупку нового подвижного состава, из-за эпидемии коронавируса подрядчик не успел вовремя сдать проект транспортной схемы, а переговоры с потенциальными концессионерами зашли в тупик. «Да, деньги по линии Министерства природы РФ на закупку автобусов до нас не дошли, — сказал Нечаев в ходе пресс-конференции 29 октября. — Но работу продолжаем, штат сотрудников есть, создали подведомственную организацию, купили имущество банкротного МУП „ЧелябГЭТ“: все рельсы, провода, здания. Кроме того, заказали транспортную схему агломерации. В этом году купили 36 автобусов для Челябинска, это уже 102 новых автобуса за последние два года. Купили девять трамваев и пять автобусов в Магнитогорске, четыре автобуса в Кунашаке, два троллейбуса в Миассе. Мы заказали оценку, чтобы понять, сколько нужно средств, чтобы восстановить инфраструктуру электротранспорта, мы планируем на следующий год выйти на концессию, хотели бы обновить весь парк, провести ремонты. Не скажу, что работа идет взрывными темпами, но она есть».
Напомним, власти рассматривают в качестве концессионера на электротранспорт компанию «Трансмашхолдинг», кроме того, обсуждалось соглашение с компанией «Синара», которая предлагает забрать в концессию автобусный транспорт Челябинска. Но условия, предложенные региону, пока не устраивают чиновников. Кроме того, в 2021 году планировали завершить передачу полномочий по организации общественного транспорта от администрации Челябинска министерству транспорта региона. Но сегодня, 29 октября, Законодательное собрание Челябинской области продлило переходный период в рамках передачи полномочий от муниципалитетов к региону. Срок отодвинули на год до 1 января 2022 года. Причина все та же — неготовность научной работы, в рамках которой должна быть подготовлена транспортная схема.
«Если мы хотим, чтобы общественный транспорт у нас был столь же развит и хорошо функционировал, как в Москве, Санкт-Петербурге или Казани, то надо понять, что там сделали для этого, – считает преподаватель кафедры автомобильного транспорта Южно-уральского Государственного Университета Кирилл Мячков. – Например, в Казани большой толчок преобразованиям дало празднование 1000-летия города. Собрались вместе представители власти, специалисты и вместе выработали стратегию. Конечно, были и значительные финансовые вливания, что позволило обновить подвижной состав – сейчас, насколько я знаю, его средний возраст составляет пять-шесть лет. В Тюмени тоже собрались и решили в корне поменять систему. Во всех успешных примерах в городах перекраивали маршрутную сеть. Сейчас в Челябинске идут по тому же пути, работают с перевозчиками. Но я убеждён, что нельзя отказываться от частных перевозчиков, муниципалы не смогут выполнить весь объём перевозок. Инвесторы готовы вкладывать средства, выходить из тени, но у них нет понимания, как будет развиваться рынок. Надо, чтобы были грамотная стратегия и чёткие правила. Должен быть грамотный симбиоз муниципальных и частных перевозчиков. Думаю, позитивные изменения есть, наметилась хорошая тенденция. Власти действительно намерены всерьёз решить проблемы общественного транспорта».